Книга «Курганинск Православный». Часть 4.

 
 
 

ИЗ АРХИВА ГРУНСКИХ-РАДИОНОВЫХ.

Это фотография из семейного архива Радионовой Б.Г. (Курганинск), на ней  ее бабушка – Полина Грунская. Многое может рассказать эта фотография. И о правильном православном воспитании детей. И о том, что образование на Кубани прошло путь от первых 10-и церковноприходских училищ до системы учебных заведений, включающей в себя сотни школ, тысячи учителей и десятки тысяч учащихся.И формирование учебно-воспитательного процесса детей казаков находилось в постоянном развитии в соответствии с требованиями времени, которым школа пыталась соответствовать.

А самое главное, что эти ученики вряд ли отказались от своей веры. Это будут и офицеры, и солдаты Белого движения. Это будут и строители  нового строя, но с верой в сердце, которая не даст им сделать худшего ближним. Это будут и просто простые люди, которые  с молитвой будут оберегать свои семьи от страшного лихолетья, как это делала бабушка Поля…

«К 1 сентября 1903 года меня записали в церковно-приходскую школу. До школы мне приходилось идти больше двух километров. В тот год зима наступила с ноября, много было снега и морозы 20 градусов, а иногда и до 30…1904 год. Из Екатеринодара прислали учительницу Веру Михайловну, она только окончила институт. Четвертый и пятый урок почти каждый день преподавали Закон Божий поп Владимир (Малинин) и его жена попадья, они были очень строгие, но их любили все…

Иногда приходил поп Николай. Тех, кто плохо учил, он лупил большой лучиной. По субботам преподавал 85-летний Филипп Григорьевич Козлов пение и поочередно посылал в церковь петь учеников…»

Музыкальная составляющая богослужения всегда играла важную роль в Церкви, начиная с ветхозаветного времени.

Надо сказать, что церковное пение в России было подлинно народным. Это была часть национальной культуры. Повсеместно пели хорошо организованные хоры. Были и любители церковного пения.

В псалтири сказано: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте: яко Царь всея земли Бог, пойте разумно».

«…На углу Набережной — Таманской, где был раньше военкомат, еще раньше была старая школа, в которой, после постройки новой (пятиклассной), жил священник Перевозовский. Он жил там до прихода Советской власти. Через улицу стоял общественный дом, в нем жил поп Владимир Малинин, который со своей женой преподавал в церковно-приходской школе Закон Божий. Рядом- длинное общественное помещение: до 1900 года – военный двор, а с 1903 года- школа для девочек. Они учились отдельно…Учебный год продолжался полгода – с октября до апреля. С мая дети работали в поле вместе со своими родителями…»

В станицах Кубани открываются женские училища, то есть по существу начальные школы с двух-, трехлетним сроком обучения. Они в основном удовлетворили появившуюся потребность в получении начального образования девочками школьного возраста.

Ученицы войсковой начальной школы с о. Владимиром Малининым. Станица Курганная Лабинского отдела ККВ. 1904

« Яков Васильевич Шавшин, курганинский казак. В 1907 году у него было пять душ детей. Семья крепко верила в Бога. Сам Яков Шавшин пешим ходом ходил на моление в Новый Афон и в Иерусалим. Только, где приходилось морем, там плыли группами пароходами, а по суше шли все время пешком. Самое крупное его пожертвование-это 200 рублей. Для сравнения- за год за ухаживание за малыми детьми платили 20-25 рублей. Но как казак по характеру был несдержан…»

ИЗ ИСТОРИИ СТАНИЦЫ КУРГАННОЙ

В 1874 году атаман станицы Курганной – урядникФиларет Филиппович Михайлов.

…В течение 1873 года родилось мужского пола 120 и женского пола 121 душ, умерло мужского пола 98 и женского 91;браков в течении того же года заключено 34.

Все население Курганной, кроме 14 душ мужского пола и 9 женского принадлежащих к старообрядческой секте, исповедуют православную веру. В станице есть молитвенный дом во имя святого Николая Чудотворца. Церковь во имя Казанской Божьей Матери: окончена постройка, но не снабжена еще иконостасом. Приходский священник получает окладное содержание из сумм Кубанского войска по 200 рублей 70 копеек в год.

Жители Курганной  трудолюбивы и нравственны; в течение 1873 года произведено только 6 краж со взломом; пьянство в среде населения не особенно развито; но в общественном хозяйстве не распорядительны и всякое новое предложение, клонящееся к улучшению как общественного хозяйства, так и общественных зданий встречается равнодушно.

Главный предмет занятия населения- хлебопашество и скотоводство. Жители засевают много озимого хлеба, яровых посевов делают мало, так как, по их мнению, весною поля, подвергаясь засухам, дают плохой урожай и потому все внимание обращается на увеличение озимых посевов.

…Общественных зданий – 3, частных домов – 477. Станичная школа основана в 1860 году; в ней 50 учеников.

По воспоминаниям Василия Одинцова (станица Курганная)

«…Много было  босяков из России, кто шел на эти земли на заработки. В то время легко было прожить среди богобоязненных людей. Пройдет такой по улице, и все у него есть. Молоко продавать — даже понятия не было. Это был грех. Каждый старался дать молока тому, у кого не было  своей коровы.  Все старались быть гостеприимными — каждый старался завести  знакомого, соседа в дом и  поставить угощение. Бань в станице не было. Но народ ходил опрятный. Летом в реке купались, а зимой  грели воду и мылись. Старших уважали. При встрече останавливались — шапки снимали.

Дух прежнего казачества, удальства пал, и народ все более становился привязанным к оседлости и семейному очагу. Храмовые праздники составляли для станичников большое торжество. Каждый готовил дома, как позволяли ему средства. Старались и на общественный  обед внести  свою посильную лепту: капусту, бурак, лук, овцу. Особенных огородов не было. Но при каждом дворе возделывалось обыкновенно несколько гряд лука, укропа, свеклы…»