Книга «Курганинск Православный». Часть 6.

 
 
 

КОНЕЦ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ

1904 год. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 15 августа в церкви перед началом Божственной Литургии совершенно было соборне благодарственное Господу Богу моление с коленопреклонением по случаю рождения Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича, с целодневным звоном. 22 ноября, после всенощной, раздался на церковной колокольне набатный звон колоколов в 9 часов вечера, зажглись кранные фонари: это призыв мобилизационный войск. Конные казаки рассыпались по станице Курганной, оповещая народ о мобилизации. Все люди хлынули к станичному правлению. Все чуяли недоброе. На другой день, 23 ноября, собраны были казаки, подлежащие к выступлению на войну с Японией. Отслужен был после литургии молебен отправляющимся в путь воинам, которые к вечеру и выступили в поход… 1905 год. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 20 марта отслужена была соборне в местной церкви панихида по убиенном Великом Князе Алексее Александровиче, павшем от рук убийцы в Москве 4 февраля сего года. 23 октября отслужено было благодарственное Господу Богу молебствование о даровании Государем Императором свобод своим верноподданным.

Долгое время храм в честь Казанской иконы Божией Матери исправно служил станичникам. Но даже после строительства нового храма, Казанская церковь оставалась действующей, но после революции ее существование стало под угрозу. По воспоминаниям старожилов, церковь действовала аж до 1930-х годов, но потом была разрушена. Из послереволюционных священников нам известен лишь один – протоиерей Иоанн Кондратов, который служил в Казанской церкви в 1922-23 годах, а после войны вернулся в Курганную в качестве настоятеля уже Свято-Вознесенского храма и исполнял эту должность в 1955-56 годах. Вполне возможно, что последний настоятель Казанской церкви был убит большевиками: об этом есть смутные и не вполне конкретные предания. Одно можно сказать точно – Казанская церковь была утеряна нами навсегда.

ИНТЕРМЕДИЯ.

СУББОТНИКИ.

Работая с материалами по станице Родниковской, знакомясь с положением вопросов вероисповедания в станицах,  мы встречаемся с такой информацией.

Станица Родниковская основана в 1857 г. По сведениям, полученным из Госархива Краснодарского края: «Станичная Космо-Даминиановская церковь была построена в 1863 году при пособии от войск в сумме 9000 рублей. Территория церкви была ухожена и окружена фруктовыми садами. Здесь же осуществлялись захоронения умерших священнослужителей, и таких могил насчитывалось около семи. Православных в станице  было 4892 душ, иудействующих – 831 и поповцев – 162 души». И сегодня одно из старых  кладбищ в станице Родниковской  носит название  «субботниковское». А это отдельная страница истории заселения этих земель.

Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями). В 1842 г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.

Теперь о станице Петропавловской Курганинского района.

«Петропавловская церковь (церковь во имя Святых Петра и Павла) построена в 1869 г., при пособии из войсковых сумм в 9000 р., деревянная,  ограда железная, в 1903 г. ремонтирована («иконостас требует за­мены новым»). Население (ц. д.): 7961. В том числе: хлыстов 74, духоборцев 4, иудействующих 481» .

 «К началу 60-70-х годов 19 века в станицу Петропавловскую  прибыли казаки со своими семьями — Гайдуковы, Махортовы, Петиновы, Сазоновы, Сачковы, Соколовы, Здвижковы, Жуковы, Сорокины, Стручалины, Белецкие и другие. Большая часть семей иудейской веры. Первые поселенцы-казаки и иногородние стали строить свои дома по обеим сторонам речки. Они строили мельницы, мосты, возводили подворья. В станице имелась еврейская община. Она построила себе красивейшую синагогу с большим красивым куполом и чугунными, с художественным литьем, колоннами, с красивой росписью. По словам очевидцев, синагога была разрушена в сороковые годы» (из истории станицы).

Надо сказать, что было много случаев перехода из веры иудейской в веру православную.Заводчик Махортов отрекся от иудейской секты и стал ревностным служителем православной церкви. Позже Абрам Махортов был ктитором в церкви, которую сам и построил. Когда умер, его похоронили в церкви в специальном склепе, куда ходили и зажигали лампады, в благодарность за то, что дал средства на постройку.

Давайте перелистаем Ставропольские епархиальные вести за 1893 год. Находим отчет православного миссионера Михаила Кальнева, который пишет, что на Кубани во многих районах создалась атмосфера разброда в вере, и ему пришлось посетить станицу Михайловскую, как самую не православную. Он приводит цифры:

«Михайловская -1759 душ жидовствующих! И это казачья станица? Мало того, атаман- тоже из секты! В станице три синагоги!  В  станице Михайловской поселилось три семьи духоборцев, 20 хлыстов. В станице Петропавловская проживали 2 семьи духоборцев, которые поселились  с 1873 года».

Сектантская идеология и обрядность практически постоянно подвергались изменению, что влекло за собой многочисленные дробления и расколы внутри сектантских направлений.

Но и православная вера боролась за свою паству. В год  1893казачка-вдова Эсфирь Сорокина перешла в православную веру. Отречение было прилюдно, на площади. Крестила и трех  своих детей, один из которых был возможно Иван Лукич Сорокин.

А миссионер Кальнев в наших краях был два раза в этот год.

Обратимся к истории станицы Михайловской. Станица Михайловская основана в 1845 г. в числе других станиц Лабинской линии. В религиозном отношении, действительно, станица замеча­тельна чрезвычайным ростом секты жидовствующих. При основании ста­ницы сюда переселились из села Александрова Ставропольской губернии и ст. Тихорецкой всего 25 семейств жидовствующих. Сектантов  насчитывается 3000 душ.

В донесениях, рапортах отмечалось, что сектанты во всем строго держатся закона Моисеева: совершают обрезание, почитают еврейские праздники и т. п. Для общественной молитвы имеются несколько синагог и раввинов, причем, в одной синагоге богослужение совершается на еврейском языке, хотя сектанты его совершенно не понимают.

Покровская церковь построена в 1869 г. (церкви на Линии построены почти в одно время), при пособии из войсковых сумм в 9000 р. — деревянная, крепкая, снаружи окрашена масляной краской, внутри расписана священными изображениями. Население  13203. В том числе иудействующих 3253, духоборцев 6, хлыстов 4, раскольников –поповцев- 84, раскольников-безпоповцев — 69.

Откуда на эти земли прибыло столько семей иудейского вероучения?

Евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось.

В 1842 году были разработаны правила и о переселении субботников на Кавказ, где субботникам отводили земли. В 1850-х годах субботничество широко распространилось в Кубанской области.

По этому материалу защитил свою диссертацию ученый секретарь Южного филиала ФГБНИУ «Российский государственный институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева» кандидат исторических наук Анатолий Крюков.

«Во-первых,  сразу надо учитывать, что наша Россия-это обширная территория,  это яркая палитра этнического и конфессионального состава населения. А заселяли Кавказ в 18-19 веках не только героями-казаками. Сюда, на эти земли нередко отправляли и тех, кто был «неудобен», а другая часть сама бежала на эти земли в поисках спокойной жизни подальше от государственной машины. Секты молокан-иудействующих, например, первоначально возникли в Саратовской области, потом появились  в землях Войска Донского, затем в Воронежской губернии, а в дальнейшем – в Москве и у нас на Кавказе.

В конце 20-х – начале 30-х гг. XIX в. группа сектантов данного направления была «за … свое заблуждение» выселена в станицу Тихорецкую из Воронежской губернии. Основание данной станицы однодворцами-переселенцами из Воронежской губернии приходится на 1829 г. Появившись на Кубани, иудействующие станицы Тихорецкой втайне исповедовали учение своей секты более 20 лет, однако станичный священник А. Богословский в 1854 г. обнаружил их наличие и донес об этом обер-священнику отдельного Кавказского корпуса. Органы местной власти и церковь тут же сплотились против сектантов, которых по станице насчитывалось более 40 дворов. Однако все предпринятые против иудействующих меры никакого успеха не имели, поэтому временно командующий отдельным Кавказским корпусом предписал переселить семейства сектантов по новым станицам.

Догадайтесь, куда их направили? К нам на Линию! Говорят, что атаман станицы Тихорецкой  перекрестился, что избавился от такой обузы…

Итак, сектанты были переселены в станицы Михайловскую, Родниковскую, Петропавловскую, при этом их обозначили как православных. В 1858 г. станичные администрации обнаружили данное  несоответствие в отчетной документации и начали расследование. Все сектанты утверждали, что «они в православие обратиться не за какими убеждениями не согласятся, единственно по причинам тем, что как предки их … содержали эту секту, следовательно,  и они от прародительского вероисповедания отвлечь себя не могут». Столь четко и категорично выраженная позиция иудействующих, а также то, что они не пытались совращать православных в секту и несли службу в войске «наравне с прочими жителями безукоризненно и в должной исправности и порядке» и «устроились на площади (станицы Родниковской) в приличном виде и прочно обзавелись хозяйством» — все это заставило власти отказаться от репрессий».

Вернемся и к нашей теме по возвращению в православие.

В станице Петропавловской вошел в православие,  перекрестился и Лейба-Сосновский с сыном,  и по этому случаю начались волнения  субботников и только благодаря атаману Булгакову волнения успокоили. Уговорил не враждовать.

Теперь обратимся к географии прибывших на эти земли иудеев. Проследить можно из «Посемейных записей казаков станицы Михайловской Лабинского отдела Кубанской области общины еврейского вероучения иудействующих сектантов 1920 год».

Воронежская губерния простилась с семьями крестьян Писаревых, Башкаревых, Абакумовых, Садчиков, Толстых, Матвеевых, Черных, Сафоновых.

Бакинская губерния, Ленкоранский уезд — крестьяне Черновы,Плаксины, Гундеевы, Черных.

Саратовская губерния-Кузнецов, Токаревы, Петровы, Гундеевы, Мокшановы, Косинцевы, Бордуновы.

Тамбовская губерния-Телепины, Щепилов, Сафоновы, Бородиновы, Ртищевы.

Астраханская губерния- Сечины.

Уже как иудеи станицы Михайловской будут записаны  — Булавиновы, Соколовы, Сотниковы, Здвижковы, Лукьянченковы.