Книга «Курганинск Православный». Часть 3.

 
 
 

   В 1882 году отец Иоанн покинул приход, переехав во Владикавказскую епархию, откуда вернулся в Курганную спустя 12 лет, чтобы вновь возглавить приход.

Зимы 1884, 1888 годов были настолько холодными, морозы настолько лютые, что до окончания литургии святая кровь Христова (вино) в чаше покрывалось тонким слоем льда. Пальцы прилипали при прикосновении к металлическим предметам, и руки священнослужителей так коченели, что трудно было сложить пальцы для крестного знамения или для благословения людей.

В 1891 году при Казанской церкви открылся второй штат: священник и псаломщик. Теперь штат составляли два священника, диакон и два псаломщика, что свидетельствовало о значительности, как прихода, так и всей станицы.

          В то время в Российской империи стало развиваться страховое дело и в 1895 году храм был застрахован  в Северном страховом обществе на сумму 28 тысяч рублей. Мера эта, скорее всего, была вынужденной, ведь церковь стояла возле коварной и непредсказуемой Лабы, не раз менявшей свое русло и подтоплявшей окрестности. Кроме того, была опасность возникновения пожара, поскольку храм был деревянным.

Новая церковь была построена где-то неподалеку от старой, и вот как описывают ее Клировые ведомости за 1877 год: «Зданием деревянная, с колокольнею, накрыта железом, довольно просторная, однопрестольная с приделом  для другого престола» (ГАСК, ф. 135, оп. 35, д. 411). Другие ведомости добавляют, что фундамент был каменным, равно как и колокольня; иконостас –  хорошим (ГАСК, ф. 135, оп. 69, д. 2440).

СПРАВОЧНИК по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1911г.

КАЗАЧЬЯ БЫЛЬ

Есть у казаков такое обыкновение: давать прозвище-кличку каждой станице. Это прозвище прочно и крепко приклеивается, что никакими средствами его не отклеишь. Любят казаки подтрунить друг над другом- глядишь, в самый неподходящий момент и напомнит казак собеседнику: «А как вашу станицу дражнють?» Как ни открещивается казак,  как ни отпирается, горячо доказывая, что его станица — «самая беспорочная», все- равно толку не будет: задавший коварный вопрос знает, конечно, про станицу всю подноготную. И станичнику ничего другого не остается, как тут же взять реванш: задать встречный вопрос: «А твою как?»

Станица Курганная получила прозвище «Трубка».

В станице Курганной Персией пахнет. Много казаков были когда то женаты на персиянках. Говорят, в их рядах были даже и некоторые мужчины — выходцы из Персии. Так уж повелося: если закурили, так закурили — трубки.

Курить из трубок стало обычаем в станице. Где бы ни собрались — обсудить бы что или просто побеседовать — сейчас же трубки вытаскивают и, глядишь, задымили уже.

Чаще всего велись разговоры по праздникам в церковной ограде. Ждут ли начала службы, или её конца, чтобы крест поцеловать — стоят или прогуливаются, знай себе разговоры ведут и из люлек дым пускают. Ну, а если надо в церковь заходить, сейчас трубки о фундамент выбьют и в Божий храм пошли. От этого выколачивания фундамент так обтерся и оббился, что и случилось большое несчастье…

Услыхали однажды те, кто не пошел к обедне в одно из воскресений, треск и громовой шум, вышли из куреней на улицу, спрашивают:

— В чем дело? Что случилось?

Бежит казаченок.

— Что за шум?

— Беда-а… Трубки казаки выколачивали, хвундамент рассыпался и церква рухнула… От попа один чувяк только и виднеется из под обломков.

Разинули все рты, а ругать-то и некого. Каждый в этом за собой вину чувствовал…

ДЕЛА ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Ведущее место приход Казанской церкви занимал в деле народного просвещения и образования.

В дореволюционной России Церковь непосредственно ведала делами образования вместе с министерством народного просвещения. В 1860 году, всего спустя семь лет после основания станицы Курганной  была основана министерская начальная школа, в которой настоятелем Казанской церкви дважды в неделю преподавался Закон Божий.

«Только при совместном распространении в войсковом населении элементарного образования, грамотности, можно надеяться на возвышение казаков в нравственности и хозяйственном их положении» Циркуляр наказного атамана казачьего войска Ф.Н. Сумарокова-Эльстона.

Была открыта в приходе церковно-приходская школа в здании церковной сторожки. Тесновато, но другого помещения, более подходящего в станице пока не было. В церкви объявлено было прихожанам об открытии церковно-приходской школы и приглашение записывать детей, желающих поступить в школу. За желающими остановки не было. Собрали детей, пригласили их родителей, помолились Господу Богу в церкви перед началом учения, и благословясь, принялись за дело. Так как средств для школы на первых порах у притча никаких не было, не на что даже было справить необходимую для первого обзаведения школьную мебель-парту, стол, доску, то заведующий школой тут же по окончании молебна пригласил родителей пожертвовать на  меблировку школы, кто чем может- деньгами, досками и прочим.

«В станице Курганной были школы казачьи, где учились дети казаков, и были школы иногородние, где учились дети бедняков, т.е. мужицкие дети. Была церковно-приходская школа». Страницы из жизни комсомольца 20-х годов Одинцова Б.П.

И уже в начале ХХ века в станице Курганной  работали 4 начальные школы и двухклассное казачье училище. Во всех школах в 1914 году обучалось 490 детей. На всю станицу было 13 учителей.

          Открытое в 1912 году в станице Курганной сельскохозяйственное училище на сборе жителей решено было назвать Романовским в память 300-летнего юбилея царствования дома Романовых.  

Занятия в училище

Некоторое время станица обходилась одной школой, но затем, вследствие ее расширения, появилась надобность в большем количестве учебных заведений. Открывала их уже церковь. В 1886  году была основана одноклассная церковно-приходская школа на пятьдесят учащихся. Впрочем, не все вакансии были постоянно заняты. Например, в 1908 году на балансе школы числилось 30 мальчиков и 9 девочек. Школа содержалась на взносы от учащихся и пособия от храма. Следует отметить, что девочки и мальчики учились раздельно, в разных зданиях. Оба здания были деревянные, крытые железом. Общая стоимость строений составляла три тысячи рублей.  В скором времени, в 1897 году открылась уже вторая церковно-приходская школа. Заведующими и законоучителями (т.е. учителями Закона Божия) обеих школ были священники Казанской церкви, в которой, к тому времени уже было два священника. Кроме священника, в школах было по одному мирскому учителю.

«В станице Курганной были школы казачьи, где учились дети казаков, и были школы иногородние, где учились дети бедняков, т.е. мужицкие дети. Была церковно-приходская школа». Страницы из жизни комсомольца 20-х годов Одинцова Б.П.

Затем и государство более активно подключилось к делу просвещения. В 1893 году было открыто женское одноклассное училище, в 1911 основали школу для иноверцев (т.е. горцев). Помимо этого, в смутные годы первой русской революции, пока Россия бунтовала и требовала, в Курганной появились два одноклассных училища.

«Самые плохие школы найдены в тех станицах, в которых много кабаков». Заключение инспекционной комиссии министерства просвещения Российской империи.

С приходом к власти Временного правительства, которое не все заметили, и затем, большевиков, Церковь была устранена от народного образования. Впрочем, ей уже было не до этого – стоял вопрос о жизни и смерти, и многие священнослужители и миряне умылись кровью.