Книга «Курганинск Православный». Часть 2.

 
 
 

Жизнь станицы не всегда была заполнена монотонными трудовыми буднями; случались и праздники, которые отмечались широко, радостно и хлебосольно. Кроме религиозных праздников, отмечались дни рождения Императора и императрицы (при последнем российском Императоре –  шестого мая и шестого декабря) и день войскового праздника.

В станице существовал попечительский совет сирот. Его возглавлял казак Петр Данилович Ворушилин, один из основателей станицы. Он входил в верховную десятку служителей церкви. 12 детей было в семье Ворушилиных. Неслучайно эта фамилия распространена  на Кубани.

Третий справа в первом ряду  П. Д. Ворушилин

ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ

Станицы района расположены в 12 верстах друг от друга по исторической Новой Линии. «Заселение затем Новой Линии, т.е. равнины между Кубанью и Лабой, началось с 1841 года. Первоначально предполагалось основать всего только 14 станиц; но обстоятельства заставили потом раздвинуть значительно шире предположенного колонизацию Новой Линии. Заселение края шло постепенно в течение двадцати лет, пополняясь чрез известные промежутки времени все новыми и новыми станицами. Итого, следовательно, в течении двадцати лет было основано на Новой Линии 32 станицы.

«Из-за того, что не было правильного религиозно-нравственного надзора за жизнью населения новой казачьей линии, возник раскол среди переселенцев. Раскольники открыто строили молитвенные дома, привлекали беглых священнослужителей, заводили скиты. Дерзость раскольничья дошла до того, что на кордоне поначалу никто не хотел строить православную церковь. С образованием Кавказской и Черноморской епархий первый кавказский архипастырь нашел свою паству в колеблющемся и недобром состоянии духа. Одни открыто придерживались раскольничьих устоев, другие готовы поддержать это, третьи были в сметении, не зная, что и делать. В довершении ко всему на Кавказе появились духоборцы, молокане и другие сектанты. Религиозная смута в умах усилилась. Настоятель лабинского храма  заявил о необходимости строительства православных церквей на курганном и родниковском кордонах».

ПЕРВЫЙ ХРАМ

Вместе со строительством жилья  в Курганной  весной 1853 года была заложена и возведена в короткие сроки небольшая деревянная церковь  в честь Казанской иконы Божией матери. К Успению (15 августа по старому стилю) ее освятили. А в 1857 году  церковь была официально занесена в регистровые записи. Находилась она на территории современного военкомата. В «Докладной записке генерал-адъютанта, графа Н.И. Евдокимова начальнику Главного штаба Кавказской армии о необходимости назначения священно- и церковнослужителей во все станицы Кубанской области от 27 ноября 1861 года» говорится следующее: «Принять за норму на каждые двести семейств переселенцев назначать одного священника с необходимым причтом».

Был утвержден первый штат священнослужителей: священник и причетник. Священникам, приезжающим на новое место служения, выдавалось единократно на обзаведение по 285 рублей 71 копейке серебром из Государственного казначейства. 

«Тогда народ был набожным, каждый хотел заслужить перед Богом помилование. Старались   помочь бедному, говорили: «Ты подай милостыню одной рукой, чтоб другая рука не знала, что ты помог». Страницы из жизни комсомольца 20-х годов Одинцова Б.П.

Первым настоятелем новой церкви стал уроженец Курской губернии священник Александр Соловьев. Неизвестно точно, сколько прослужил этот иерей, но с 1859 года по документам упоминается уже другой настоятель – священник Василий Леонтьевич Миловидов, выпускник Кавказкой Духовной семинарии 1850 года. В Курганную он пожаловал в ранге героя Крымской войны 1853-56 годов, имел императорскую церковную награду – наперсный крест на владимирской ленте.

Крест на владимирской ленте

Видимо, именно такой священник был наиболее близок казакам, которые жили на передовой линии другой войны – Кавказской.

Вполне вероятно, что между этими двумя настоятелями был еще один. Клировые ведомости о церквах Кавказкой епархии за 1859 год, упоминают о вдове священника Константина Скрыпченко, жившей в станице Курганной на попечении прихода. Видимо, отец Константин и был вторым настоятелем первой церкви станицы Курганной.

           Официально, первоначальный причт  или штат Казанской церкви составлял один священник, один диакон и один же причетник. Но на деле, долгое время в храме не было диакона и по приходским отчетам его должен был заменять второй причетник. Однако даже это не всегда выполнялось. По крайне мере, вместо положенных трех штатных клириков храм нередко обходился двумя. Первым причетником с 1857 года (согласно клировой ведомости за 1908 год – с 1853 года) числился Дмитрий Иванович Гранников, учившийся с 1852 года в Ставропольском Духовном училище и уволившийся оттуда ввиду назначения на должность.

          Изначально приход подчинялся благочинному 2-й и 3-й бригад Лабинских и Урупских казачьих полков. История сохранила имя одного из них – это священник Иоанн Алферьев.

Опекали храм сами казаки, которые всегда принимали самое близкое участие в приходской жизни.

«В тех станицах Черноморского казачьего войска, в коих не будет нижних чинов, с преимуществом, установленным для занятия должностей церковных старост и для караулов при церквах, дозволить назначать в старосты и караулы при церквах урядников и казаков» (Императорский указ главнокомандующему Отдельным
Кавказским корпусом о порядке избрания урядников и казаков
Черноморского войска на должности церковных старост от
9 марта 1846 г.).

   До нас дошло описание первоначальной церкви  станицы Курганной:

«Церковь выстроена тщанием прихожан в 1857 году. Зданием деревянная, покрытая камышом, холодная, непоместительная, однопрестольная. Колокольни при сей церкви нет, а колокола повешены на двух деревянных столпах под дощатой крышей. Ограда вокруг церкви достаточна». Церковь была снабжена всей необходимой утварью, но земли и дополнительных зданий при ней поначалу не было. Священнику было положено жалование от войска – 200 рублей 70 копеек серебром  в год. Причетнику полагалось 30 рублей. Помимо этого кое-что перепадало с пожертвований. Пока все население станицы было православным не на словах, а на деле, храм в Курганной никогда не оставался без внимания.

          К сожалению, неизвестно, кто из архиереев освящал церковь в 1857 году, и было ли вообще именно архиерейское освящение. Как известно, по канонам Церкви допускается освящение храма пресвитером с благословения правящего архиерея.

Ставропольскую епархию, к которой принадлежал приход станицы Курганной, с 27 октября  1857 года по 5 августа 1861 года возглавлял святитель Игнатий Брянчининов – великий русский архиерей – подвижник, талантливый богослов, тяготившийся возложенным на него бременем епископского служения. В дневниках и письмах святителя Игнатия нет упоминания о посещения им станицы Курганной, поэтому, скорее всего, храм освящен иерейским чином.

Святитель Игнатий Брянчанинов

        После смерти священника Василия Миловидова настоятельская вакансия в Курганной пустовала около года, и сюда временно был назначен священник Николай Сосновский из станицы Константиновской, которому пришлось совмещать свое служение на двух приходах.

В 1862 году полноправным настоятелем Казанской церкви станицы Курганной стал священник Иоанн Перевозовский, оставивший наиболее значительный след в истории прихода. В 1864 году он был удостоен благословения Святейшего правительствующего Синода за  сострадание голодающим в Самарской епархии. Следует думать, что это сострадание было проявлено на деле, а не на словах, если было отмечено столичной консисторией.

…Были кружечные сборы в церкви, по распоряжению епархиального начальства, и в пользу сторонних мест и учреждений, именно: в пользу бедного духовенства,  на восстановление православия на Кавказе, в пользу Гроба Господня, на устройство других церквей…

          Также отец Иоанн понимал, что возникает необходимость в постройке новой – более вместительной и благолепной церкви. Такой вопрос решался, прежде всего, в казачьем правлении, т.к. земли принадлежали войску. И вот, после положенной переписки и договоренностей, 14 мая 1868 года Полковое правление 6-й бригады войска Кубанского разрешило постройку храма. (ГАКК, ф. 354, оп.1, д.69). На строительство было отпущено из восковой казны по  Высочайшему повелению 10000 рублей. Сюда добавилась менее значительная сумма, собранная усилиями прихожан-доброхотов.

Наконец, 31 октября 1874 года, храм был торжественно освящен Преосвященным Исаакием, епископом  Моздокским, викарием Ставропольской и Кавказкой епархии. А в следующем году священник Иоанн Перевозовский был награжден набедренником «за усиленную деятельность по устройству приходского храма» (ГАСК, ф. 135, ол. 35 д. 411).