Запомнился такой случай: мы в Троицке жили, там церковь Александра Невского стояла. Я стояла, подолгу смотрела, но не решалась зайти в нее. А если подруги посмеивались над моим взглядом в эту сторону, отмахивалась, пытаясь скрыть от них свои чувства:
— Был бы Бог, был бы жив папа мой!
Школа далеко была, но можно сократить путь, если копеечка есть — лодочнику дать, и он перевезет на тот берег реки.
— Бегу однажды, в одной руке чернильница, в другой учебники: сумки- то не было, и вдруг — стая собак. Они обступили меня, рычат, гавкают, куснуть норовят.
А я ростом всегда маленькой была. Я кручусь по сторонам. А вокруг никого… Поворачиваюсь к церкви А. Невского, и какие мысли были от моего бессилия, просьбы о помощи — и сама сейчас не вспомню. Какое-то мгновение, и собаки так же сворой и убежали, да так быстро, что могло показаться, что исчезли…
Но и Урал родным не стал.
— И вспомнился мне один случай — разговор в поселке Шаумян…
Голодно было по всей стране, и мы держали коз. И моя обязанность была быть «козьим пастухом», да и многие дети скот пасли, старшим помогали. Однажды, когда пасла коз, встретила знакомых односельчан, иду за ними по тропинке и слышу их разговор:
— А куда делся наш милиционер, дядя Митя Пендюра?
— Да в Курганную уехал, перевели туда на работу…
И так мне это запомнилось, что когда мы все же решили вернуться на Кубань (с отчимом наши пути разошлись), то вспомнился тот разговор. Домой возвращаться не стали… Людская молва существовала всегда…
Я и говорю: «К дяде Мите Пендюра поедем! Мы ведь его знаем …»
Мама мне поверила, и мы поехали в Курганную.
Так мы и оказались в станице Курганной в 1950 году. В Курганной жили на квартире у семьи Сытеньких. Всегда везло на людей отзывчивых и добрых. Сегодня подруга Нина Сытенькая приходит с внуком в храм, а ее брат Юра стал начальником отдела Центра эксплуатации объектов Космодрома Байконур Федерального космического агентства.
Я росла в годы, когда страна читала, и я зачитывалась нашими писателями, зарубежными. Читала много. Мама придет ко мне и тушит лампу, чтобы хоть по ночам не читала. Хотелось читать. Это была литература жизни — духовная, с сильными героями. Человечная. Писателей перечитала великое множество, но в себе всегда чувствовала А.Островского. Ведь все его пьесы сильные по духовности, в них Вера, Надежда, Любовь. В них понятия — совесть и честь.
Читали всей семьей, несмотря на то, что денег было в обрез, мама выписывала «Роман-газету», покупала книги. Сегодня так не читают, и отсюда беднота духовная. Чувства у людей становятся одноцветными. Нет палитры сопереживания, радости, простого счастья.
Мой папа ведь был связист, и я всегда слушала радио. Мое детство, мой день начинался со слов: «Говорит Москва!» Это был мой мир культуры. По радио читали пьесы и рассказы, исполнялись прославленными певцами песни и оперетты. Я запоминала, и все это было во мне. Я была далеко от столицы, но получала такую же культурную программу.
…Самый светлый праздник — Пасха, к которому долго готовились. А в сам праздник в каждом доме – пасхальные куличи, лучшие из них несли в храм. С подругами ходили святить куличи.
На Пасху учились, конечно, и не приветствовалось, чтобы школьники ходили в церковь. Но мы ходили. Ну, поругают…. Где-то сердцем и взрослые понимали, что это — вера, и поругать надо больше для отчета… такие времена. Курганинск все равно с верой оставался.
После окончания школы поступать поехала в город Орджоникидзе в финансовый техникум. Практику после техникума проходила в Курске.
Жизнь с отчимом не получилась, но он преследовал нас.
Заканчивался 1962 год. Я работала в районном отделе образования. Но началась реорганизация района. И рабочие места сокращались…
Одна из моих подруг работала в Караганде и пригласила меня приехать к ней. Я поехала. Устроилась там на работу.
Вернулись обратно в Курганную в 1965 году. Возвращались уже как домой. Устроилась работать бухгалтером в школу. Спасибо Комедиярову Николаю Ивановичу, директору школы за его помощь, участие в нашей судьбе. Мир никогда не существовал без доброты.
Он предложил пустующее здание, где ранее размещался филиал школы, по улице Розы Люксембург (в сторону элеватора). Комнаты в этом доме получили еще два человека — учитель и ездовой. Отделили коридорчик – вот и комната, родных 19 квадратов. Прожили там дружно 30 лет. Огородик был. Сначала печку топили. Мама и еще другие женщины собирались на нашем железнодорожном вокзале, в том месте, где чистили паровозные топки. Собирали «жужелку». Уголь прогорел, но среди него попадался не отработанный уголь. Зимы разные на Кубани бывали. Позже газ провели. Слава Богу!
Время было такое — нас учили любить свою Родину, быть патриотами. Закладывалась культура. Молодежь с нашего края ехала поступать в ВУЗы, кто-то на комсомольские стройки. Классами — выпусками уезжали на такие стройки. Поехала и я на строительство Красноярской ГЭС.
Не было страха перед расстояниями, перед людьми.
Отношения были у людей человечные. Время было трудное, но интересное. И мы жили в это время. Нередко, преодолевая сибирские расстояния, просили подвезти проезжающие машины, работающие на стройке. Подвозили, и это были интересные разговоры в дороге. Мой участок, где я работала, был в тайге, и я нередко добиралась и на катере, и на тракторах. Работали с молодыми людьми, и не было обид. Отношения были уважительные. Мир сегодня, к сожалению, очень жесток.
Через три года я вернулась к маме, не могла долго быть в разлуке.
Это уже была не станица. В городе Курганинске строились и открывались новые предприятия.
— Город развивался. Край расцветал.
Город еще не был газифицирован. Хаты и дома, школы и сады, учреждения топились дровами, углем. Была такая организация — РАЙТОП. Я и устроилась работать в нее бухгалтером. Времена ничуть не поменялись. Надо было так же трудиться, но радостно было работать с людьми. «Много» угля не давали. Старались поделить правильно, честно. Старикам, фронтовикам, семьям с детьми…Очередь была огромная и велась в специальном журнале.
Коллектив был чудесный, и пытались без обид людям угодить…
Детство трудное было, и я уже в детстве была серьезной девочкой. Личная моя жизнь не сложилась, как у других девчат, может, именно потому, что мальчишек пугало мое серьезное отношение к жизни. Любовь двух людей для меня было – это созвездие двух понимающих друг друга душ. А с годами…, может, и нашелся бы по душе… Мама всегда говорила, что чужое брать грешно: «На чужом несчастье, дочка, свое счастье не построишь!»
А может, так и надо было Богу, поэтому и дорога к нему была непроста…
…Помню, был Великий Пост, и опять не получалось в храм наш пойти: подруга заболела. Ну, кому молодым хочется одному идти. Но пошла. К батюшке подошла.
— А крестик где?
— Так нет…
— Нужен крестик. Обязательно!
Стала ходить по вечерам в Свято-Вознесенский храм, по воскресеньям на службы, времени больше не было. Мама не запрещала — твоя воля!
-Когда приходят первый раз к Богу? Конечно, когда очень плохо. Все просят защиты. Я, сама не осознавая, в трудной жизни жила с именем Бога. Но пришла в храм сама, и не в минуту трудную. Потому что, наверное, жизненный путь привел.
— …К церкви я всегда относилась уважительно. Я знала с детства «Живые помощи» и «Отче наш».
А в 1988 году на 1000-летие крещения Руси слушала праздничный концерт. Исполняли «Святый Боже». К душе легло. Заволновалось все внутри, и пошла в храм. Моя душа всегда понимала эту музыку, песнопение.
Вот уже больше двадцати лет я здесь. Наверное, так вел меня Господь.
— Жалею? Не жалею ни мгновения, что пришла в храм и здесь осталась. Люди приходят, и я среди них. Спрашивают, помощи просят, выговариваются. Меня ведь многие знали через работу.
Но это мое место! Теперь я это знаю! Жизнь прошла, и у каждого есть свой путь, свой крест. Одним дается одно, другим другое. Одинаковых жизненных дорог нет.
— Бог дал достаточно. Братья мои водителями выучились и по краю ездили. Один уже умер. Идет время. Войну прошли. Голод прошли. Не просили, не плакали. Работали, жили. Доброту видели. Конечно, в первую очередь от мамы…
Златоуст говорил: «Если вы не будете наказывать детей, будете наказаны сами». Понятно, что имелись в виду не истязания. Но хворостина была лучшим аргументом моим братьям от курения в детстве.
Помню, маме давали путевку в санаторий, но она не поехала, боялась оставить нас. И мы любили ее. Помою полы — хорошо или плохо, а от мамы похвалы жду. Слышу, калитка стукнула, значит, мама пришла с работы. До конца жизни мамы я слушалась ее. А потом мама ждала меня с работы и прислушивалась к стуку калитки, видела, что я сильно уставала и сожалела:
— Как тебе помочь, дочка?
— Так ты уже, мама, мне помогаешь. Я пришла, в доме — чисто, обед готов. Мне только отдыхать!
И маму уже радовала моя похвала.
Бывает и тяжело, и трудно, все мы люди! Но не огорчаюсь, так и мама учила, и к Богу надо идти с радостью, а не только с горем, ведь мы силу ему даем, а он нам! Не надо забывать благодарить Бога. Только Бог знает, что нам надо, и дает.
— Почему монашество?- матушка Евгения пожимает плечами.- Нельзя одной ногой в одной жизни стоять, а другой в другой. Монашество заставляет встать спиной к мирской жизни, а лицом к Богу.
Не сразу путь мой сложился…
Ведь монашество — это и отказ от своей греховной воли, собственного эгоизма. И такой шаг не должен быть только личным произволением. Выбор мною монашеского пути тесно был связан с настоятелем нашего храма отцом Валерием, с которым у меня сопряжены многие годы жизни в Церкви. Именно его благословение стало решающим в принятии пострига. Без авторитетного духовного наставника я бы сама не решилась на этот шаг…
Люди должны ходить в храм и лечить души. Верить дома можно, но надо донести веру и до Бога. Вера доказывается делами, не словами пустыми…
Вот, говорят, трудно выстоять в храме…
Есть такая притча:
Едет священник по дороге. Догоняет старую женщину.
— Садись! Подвезу тебя, старый человек!
— Мне платить нечем!
— Не надо мне платить!
— Нет, не тебе, Богу платить нечем…
В Господе не надо сомневаться! Молодежи больше в церкви стало, радуюсь, что с детьми! С детства надо прививать добро. Труд должен быть в Почете! Вот и все истины, по которым я жила все годы! Как и все! Как и край! Вместе с нашим краем! Наша судьба и его — едины! Пусть Господь его хранит!
Уходя, унося весь этот разговор, припоминая отдельные эпизоды, я удивилась, что за весь наш разговор ни разу не было произнесено слово «мать», только «мама». И разговор шел, словно она прислушивалась, а чтобы сказала мама.
Что притягивает к ней? Прекрасный собеседник. Матушка Евгения свободно цитирует Хайяма, Пушкина.
А еще — глаза! Про таких говорят: с живыми глазами… Нет, не так: в глазах светятся молодость и жизнь! Пусть хранит Вас Бог, как хранил!
Директор МАУК «КИМ» Е.Гончарова
ХРАМ И СУДЬБЫ.
ГАЛИНА ДЕРИДОВА
Приезд Г.П.Деридовой на родину.
Принято считать, что Курганная, как станица была занесена на карты в 1853 году. Сюда тянутся переселенцы со всей России. Сюда переселяются украинцы Полтавской губернии Кременчугского уезда Пираковской области села Мануйловка. В их числе была и семья православных Калины Дерида с шестилетним сыном Марком.
Обживали эти земли, сеяли хлеб, растили детей. Все что выстрадала эта земля не обошло и семью Деридовых. Ветры революции, пожарище гражданской войны. Только стали расправлять свои ростки , как началась Великая Отечественная война.
Сегодня, Галина Деридова-Гладышева, журналист, Заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин Похвистневского района, вспоминает:
…Война, как шрам запомнилась на всю жизнь.
…Бывая в родном городе, я обязательно иду в храм Святого Вознесения. Мои воспоминания о храме относятся к 1943 году. Советские войска наступают со стороны Армавира и тогда немецкое командование отдало приказ: станицу сжечь, жителей- уничтожить. И вот немец выгнал нас всех из хаты, поставил у стенки коридора, навел автомат. Мама закрыла мне глаза, Витька уткнулся ей в подол. Лешка обнял мать. Так мы и застыли в ожидании автоматной очереди. И вдруг низко пролетел наш самолет. Где-то гулко рвануло, немец упал на землю, а мама увлекла нас в сад. Мы видели , как горели станичный совет, школа… А в черном дыму, языках пламени вверх поднимались купола нашего храма…
…В 1947 году, когда мне уже было 10 лет, брат Виктор уговорил меня (пионерку!) пойти на Всенощную накануне Пасхи. Мы с ним не только осмотрели иконостас, росписи стен, но и поднялись на колокольню. В первых лучах солнца мы увидели нашу станицу в цветении садов, звоне колоколов и всенародной радости и торжества веры. В этом храме в 1968 году я крестила моих детей…
С тех пор судьба отнесла меня далеко от моей станицы Курганной. Но она снится мне во сне, с моими подругами, с моими улочками, где бегают мои братья, улыбается мама возле калитки, и слышится чистый звон колоколов Свято-Вознесенского Храма…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эта книга — не сборник документальных очерков и не претендует на труд, достойный диссертации. Но по возможности мы использовали все материалы: архивные сведения, воспоминания, статьи в газетах разного периода. Мы собрали все сведения воедино, что накоплены за эти годы нашим музеем. Но все же нам хотелось, чтобы книга вышла именно такая — добрая и простая в чтении. Как один рассказ о том, что происходило, происходит и будет вершиться на земле нашей.
Храм живет и трудится, как и много лет назад. Но самое главное то, что он есть. Ведь золотые купола – это не просто украшение, но и призыв Христа ко всем людям: «Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас». И заслышав колокольный благовест, струящийся со звонницы, никто не должен спрашивать: «По ком звонит колокол?».
Он звонит по тебе.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КЛИРИКИ И ПСАЛОМЩИКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
Настоятели Казанской церкви станицы Курганной.
Сан, имя | Год рожд. | Годы службы |
Свящ. Александр Соловьев | ? | 1857-1858 |
Свящ. Константин Скрыпченко | ? | 1858-1859 |
Свящ. Василий Леонтиевич Миловидов | ? | 1859-1861 |
Свящ. Николай Сосновский (из Константиновской) | ? | 1861-1862 (временно) |
Свящ. Иоанн Перевозовский | 1835 | 1862-1882 |
Свящ. Иоанн Руднев | 1833 | 1882-1894 |
Свящ. Иоанн Перевозовский | 1835 | 1894-1904 |
Свящ. Михаил Кондратов | ? | 1904 |
Свящ. Николай Михайлов | 1861 | 1904-1914 |
Свящ. Владимир Малинин | 1876 | 1914-упом.в 1916 |
Свящ. Иоанн Кондратов | 1893 | 1922-1923 |
Штатные священники Казанской церкви станицы Курганной.
Сан, имя. | Год рождения | Годы служения |
Свящ. Василий Зимовнов | ? | 1889-1891 |
Свящ. Павел Конокотин | 1853 | 1891-1894 |
Свящ. Иаков Проходовский | 1841 | 1894-1895 |
Свящ. Константин Руднев | 1872 | 1894-1902 |
Свящ. Владимир Малинин | 1876 | 1902-1914 |
Свящ. Иоанн Перевозовский | 1835 | 1904-1906 |
Свящ. Стефан Иосифов | 1857 | 1914-1915 |
Свящ. Леонид Кондратов | 1883 | 1915-упом. в 1917 |
Штатные диаконы Казанской церкви станицы Курганной.
Имя | Год рождения | Годы служения |
Диакон Андроник Фоменко | 1854 | 1886-1889 |
Диакон Николай Петров | ? | 1892-1894 |
Диакон Серапион Попов | 1876 | 1899-1901 |
Диакон Марк Удовин | 1861 | 1901-1903 |
Диакон Савва Самецкий | 1870 | 1903-упом. в 1916 |
Церковнослужители Казанской церкви станицы Кугранной.
Должность, имя | Год рождения | Годы служения |
Псаломщик Дмитрий Гранников | 1835 | 1857-1863 |
Псаломщик Василий Гранников | ? | 1863-1866 |
Псаломщик Филипп Козлов | 1839 | 1866-упом. в 1916 |
Псаломщик Андроник Фоменко | 1854 | 1877-1886 |
Псаломщик Евгений Розанов | ? | 1891-1898 |
Псаломщик Александр Сергеев | 1870 | 1898-1903 |
Псаломщик Николай Жилевич | 1883 | 1903-1914 |
Псаломщик Михаил Светлов | 1887 | 1914-упом. в 1915 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА ВОЗНЕСЕНЯ ГОСПОДНЯ.
Настоятели Свято-Вознесенского храма г. Курганинска.
Сан, имя | Год рождения | Годы служения |
Протоиерей Димитрий Евсюков | 1942-1944 | |
Протоиерей Александр Беневольский | 1944-1946 | |
Священник Даниил Гайдашев | 1946 | |
Священник Никита Сорока | 1898 | 1946-1948 |
Священник Владимир Зайцев | ? | |
Протоиерей Павел Фоменко | 1953-1954 | |
Священник Александр Покровский | 1882 | 1954-1955 |
Протоиерей Феодор Сеглюк | 1892 | 1955 |
Протоиерей Иоанн Кондратов | 1893 | 1955-1956 |
Священник Вадим Гришин | 1929 | 1956-1956 |
Протоиерей Николай Гетман | 1918 | 1956-1960 |
Протоиерей Петр Гудзь | 1913 | 1960-1962 |
Священник Михаил Самойленко | 1931 | 1962-1963 |
Священник Никита Сорока | 1898 | 1963-1965 |
Священник Филипп Старун | 1900 | 1965-1967 |
Протоиерей Александр Атьман | 1937 | 1967-1971 |
Священник Евгений Бондаренко | 1936 | 1971-1972 |
Протоиерей Владимир Есипенко | 1938 | 1972-1986 |
Протоиерей Валерий Коваленко | 1959 | 1986-до сего дня |
Протоиерей Федор Черных | март-май 1991 |
Штатные священники Свято-Вознесенского храма г.Курганинска
Сан, имя. | Даты служения |
Священник Иоанн Бекетов | 1952 |
Священник Александр Грачев | 1952-1953 |
Протоиерей Иаков Христофоров | 1953-не позднее1955 |
Священник Лонгин Старченко | 1955-? |
Священник Александр Атьман | 1967- 1967 |
Священник Виктор Федоренко | 1970 |
Протоиерей Федор Черных | 1991 |
Священник Андрей Лукашов | 1991-1992 |
Священник Александр Лысак | 1992-1993 |
Священник Алексий Державин | 1993-1996 |
Священник Андрей Ардашев | 1994-1995 |
Священник Вадим Чернов | 1997-1999 |
Священник Василий Ломов (ныне иеромонах Петр) | 1997-1999,2000-2002 |
Священник Александр Ячменев | 1999-2004 |
Священник Владимир Филоненко | 1999-2000 |
Священник Роман Горбунов | 2002-2005, 2009-до сего дня |
Священник Михаил Татаринцев | 2002-2005 |
Священник Александр Панюта | 2004-2006 |
Иеромонах Мартирий Пянтин | 2004-2008 |
Священник Виталий Бабичев | 2005-до сего дня |
Священник Роман Ескин | 2005-2009 |
Священник Сергий Самков | 2006-2007 |
Священник Владимир Ященко | 2007-2010 |
Священник Олег Пилипенко | 2010-до сего дня |
Штатные диаконы Свято-Вознесенского храма г.Курганинска.
Имя | Даты служения |
Протодиакон Симеон Назаренко | 1969-1970 |
Диакон Василий Ломов | 1997 |
Диакон Александр Ананян | 2000-2002 |
Протодиакон Сергий Каюков | 2000-до сего дня |
Диакон Григорий Манасян | 2015-до сего дня |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
СИНОДИК ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих:
Священника Александра Соловьева
Священника Константина Скрыпченко
Священника Василия Миловидова
Священника Николая Сосновского
Священника Иоанна Перевозовского
Священника Иоанна Руднева
Священника Михаила Кондратова
Священника Николая Михайлова
Священника Владимира Малинина
Священника Иоанна Кондратова
Священника Василия Зимовнова
Священника Павла Конокотина
Священника Иакова Проходовского
Священника Константина Руднева
Священника Стефана Иосифова
Священника Леонида Кондратова
Священника Димитрия Евсюкова
Священника Александра Беневольского
Иеромонаха Симона Зинченко
Священника Даниила Гайдашева
Священника Никиты Сороки
Священника Владимира Зайцева
Священника Павла Фоменко
Священника Александра Покровского
Священника Феодора Сеглюка
Священника Вадима Гришина
Священника Николая Гетмана
Священника Петра Гудзя
Священника Михаила Самойленко
Священника Филиппа Старуна
Священника Александра Атьмана
Священника Евгения Бондаренко
Священника Владимира Есипенко
Священника Феодора Черных
Священника Иоанна Бекетова
Священника Александра Грачева
Священника Иакова Христофорова
Священника Лонгина Старченко
Священника Виктора Федоренко
Диакона Андроника Фоменко
Диакона Николая Петрова
Диакона Серапиона Попова
Диакона Марка Удовина
Диакона Саввы Самецкого
Диакона Симеона Назаренко
Псаломщика Димитрия Гранникова
Псаломщика Василия Гранникова
Псаломщика Филиппа Козлова
Псаломщика Евгения Розанова
Псаломщика Александра Сергеева
Псаломщика Николая Жилевича
Псаломщика Михаила Светлова
Атамана Трофима Зинченко
и всех строителей и священнослужителей святых храмов града нашего, ихже имена Ты Сам веси, Господи. И прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.