Слово в Неделю о Страшном суде

 
 
 

Проповедь епископа Армавирского и Лабинского Василия, 15 марта 2021 года.

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем, с малой Пасхой, в преддверии Великого поста. Великий пост Святая Церковь положила для того, чтобы душа каждого из нас была способна вместить самое главное событие в нашей христианской жизни – Светлое Христово Воскресение. Когда-то мы это событие воспринимали, может быть, не так остро, как сейчас, когда мы видим, что каждый год приносит какие-то новые непривычные нам обстоятельства – и в нашу личную жизнь, и в жизнь нашего государства, и в международные отношения.

    Когда-то, много лет назад, произошла такая трагедия в Храме Иерусалимском в Израиле: во время праздника одному из находящихся в Храме Воскресения Христова, армянину, в драке ударили по голове бутылкой, и у него излилась кровь. Когда об этом рассказали Иерусалимскому патриарху Диодору, он сказал следующую фразу: «Было древнее предание Иерусалимской Церкви, что, после того, как прольется кровь на Гробе Господнем, вскоре наступит такое время, что уже нельзя будет посетить эту святыню». И вот прошло время, и мы видим, что сейчас уже град Иерусалим закрыт для паломничества, сам Израиль закрыт, и неизвестно, когда теперь вновь будет можно кому-либо из других стран туда поехать. Мы видим, что и у нас теперь на Пасху никто не может быть уверен, что все будет так, как было раньше – никто не знает, будет ли он на Пасху стоять на молитве в храме… Есть такие события, которые от нас не зависят. И особенно в эти моменты такого Божественного посещения, испытания, каждому из нас важно не проиграть нашу личную битву между добром и злом. Мы имеем средства нашей христианской церкви, которые нам в этом помогают. И одно из них – это посты, воздержания физические и духовные, которые как раз и формируют личность, способную пережить даже самые, казалось бы, для людей нетерпимые условия.

    Пост всегда чтили и соблюдали наши предки на протяжении многих веков. Он был установлен в противовес беспечному, потребительскому образу жизни, в противовес  той идеологии, которую нам всегда пытаются навязать из внешнего мира. Она выглядит примерно так: «Живи себе в удовольствие, наслаждайся, зарабатывай как можно больше денег, чтобы жить в достатке, иметь положение в обществе, иметь хороший дом, хорошую машину». И многим кажется, что в жизни это главное. Но к чему приводит такое мировоззрение? Не так давно, когда был кризис в 2013 году, на Западе множество людей, потерявших работу, совершали самоубийства. Почему? Они понимали, что теряют средства к богатой, комфортной, беспечной жизни. И от того, что они больше не смогут жить в тех приятных условиях, к которым они привыкли, они сами на себя накладывали руки. Чем больше душа человека пристрастится к вещественным, материальным благам и удовольствиям, тем беспомощнее она сделается.

    Помню, как однажды к нам в монастырь приехал некий человек средних лет. Приехал на бронированном транспорте, с охраной. Попросил меня один на один поговорить с ним. И когда мы с ним остались наедине, он расплакался, как маленький ребенок. Рассказал, что он – бывший офицер, военный, поддался вот этой идеологии, что нужно иметь денег столько, чтобы хватило не только себе, но и внукам, и правнукам, построить жилище, оградить его забором, обзавестись охраной, иметь оружие, и это будет гарантией безопасности и беспечной жизни. «Но поверьте, – сказал он, – сейчас, когда все это у меня есть, я себя ощущаю не в большей безопасности, чем человек, стоящий в пустыне совершенно обнаженный. У меня есть охрана, есть деньги, но в меня уже несколько раз стреляли. Я остался жив, но как жить дальше, я не понимаю. Где безопасность, где тот душевный покой, который я искал?» И тогда, когда он побыл у нас в монастыре, походил в телогрейке, поработал в коровнике и в столярной мастерской, через две недели он уезжал счастливый. Сказал: «Вот теперь, батюшка, я знаю, что делать. Я знаю, для чего мне жить». Прошло, наверное, лет десять. Он, видимо, бывший военный-подводник. В один прекрасный день звонит мне с Камчатки. Говорит: «Батюшка, я сейчас работаю в одной местной организации, где требуется работа водолаза. Добываю морепродукты, которые люди потом употребляют в пищу. И я счастлив, мне нравится моя работа, и ничего другого мне не нужно. И я уже точно знаю, что тем, чем я занимался в прошлом, я больше никогда заниматься не буду».

    Господь дал нам спасительные средства, которыми пользовались наши предки в своей жизни – это средства поста и воздержания. Когда душа начинает жить, используя эти духовные средства, она становится сильной. И тогда, какие бы события не происходили в жизни у человека, он никогда не будет расстроен, никогда не будет поврежден умом и душой, и мужество его никогда не оставит. Почему всегда ценился именно православный воин? Потому что это был крепкий муж, его нельзя было испугать и остановить ничем. Ни потерей оружия, ни потерей здоровья. Его главной крепостью было мужество, которое нам дает наша христианская жизнь. Вот сейчас, если кто-то из вас еще никогда не постился, попробуйте это сделать. И в конце поста вы поймете: как раз этого приобретения, этого «оружия» мне в жизни и не хватало.

    Я желаю, чтобы каждый из вас, здесь стоящих, приобрел благодатные силы, которые Господь подает труждающимся ради Него. И когда наступит для каждого из нас момент каких-то личных испытаний, своего рода исповедничества, мы спокойно примем его. Как говорил Паисий Афонский, во времена антихриста будет плохо тем, кто привык каждый день на столе своем видеть по семь сортов сыра. А нам скажут: сыра нет. А мы ответим: ничего, у нас и так он нечасто бывает. Мяса нет. А мы его и так нечасто едим. Для нас в этом трагедии нет. Главное, чтоб у нас было чистое сердце и чистый ум, который даст нам возможность услышать Бога. А Господь нам всегда подскажет, как в той или иной ситуации найти способ, чтобы остаться человеком, и спасти свою душу. Всех вас к этому призываю, всех вас поздравляю с воскресным днем и с наступающим Великим постом. Аминь.

Источник https://armavireparh.ru