Неделя 4-я по Пятидесятнице. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского

 
 
 

Попробуем внимательно вслушаться в слова Евангелия, которые сегодня слышали во время Божественной литургии. Что означает «жизнь в избытке»? Это жизнь в ее полноте. А не к этому ли стремятся люди, ведь каждый хочет иметь избыток жизни? Однако очень многие понимают этот избыток по-своему. Для многих избыток жизни — это избыток денег, это избыток собственности, это избыток власти. И нередко, достигая многого, овладевая огромными материальными ценностями, обладая большой властью, полагая, что таким образом они обрели избыток жизни, эти люди сталкиваются с огромными проблемами, с потерей спокойствия, душевного мира, любви, преданности, искренности, человеческого счастья. Вот и получается, что по мере обретения того самого неправильно понятого избытка жизни мы теряем самое главное, что определяет человеческое счастье, становимся людьми несчастными, хотя пребываем в избытке материальном, к которому так стремимся.

Что же означают слова Господа «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь в избытке»? И опять-таки в сегодняшнем Евангельском чтении от Матфея мы слышали ответ на этот вопрос. Каждый, кто стремится к материальному избытку, сталкивается со многими проблемами, со скорбями, с тяжелым бременем. Мы знаем, как страшно оплачивается порой этот человеческий избыток жизни. И Господь говорит всем — и тем, кто имеет материальные ценности, и тем, кто не имеет; тем, кто имеет власть, и тем, кто не имеет, — словами, которые вы сегодня слышали: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные — в том числе обремененные неправильно понятым избытком жизни, — и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроткий и смиренный сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».

Что же это за иго, которое нужно принять на себя, чтобы обрести покой, чтобы обрести эту жизнь с избытком, которую Христос принес людям? Это некая система самоограничений, которые укладываются в Божественные заповеди. Заповеди — это система самоограничений. Человек может принять Божии заповеди только добровольно, а значит, он добровольно себя ограничивает. Некоторым со стороны это может показаться скучным, тяжелым, неинтересным: зачем себя ограничивать, когда сегодня людей призывают раскрепостить себя, свои инстинкты, раскрепостить свою животную природу, брать от жизни как можно больше? Что же это за иго, которое Господь призывает взять на себя, чтобы обрести полноту жизни? А это иго, которое через самоограничение и приводит человека к полноте жизни, когда материальное сочетается с духовным, содержательным, внутренним, определяющим вертикаль жизни человека.

Человек призван не к тому, чтобы перемещаться лишь по горизонтали, поглощая то, что дает мать-земля, насыщая себя и удовлетворяя свои потребности. Он призван перемещаться по вертикали, и не книзу, а кверху. И если успехи в земной, в горизонтальной жизни совмещаются с этим вертикальным восхождением, то это и есть полнота бытия, которую принес Господь. И пусть не кажется тяжелым иго Христово, потому что Сам Господь говорит: «иго Мое благо и бремя Мое легко». Только попробуй, и ты поймешь, что это не губительная, не разрушающая человека система самоограничений, но сила, поднимающая человека к небесам, сила, дающая великую свободу и подлинное видение.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.