Курганинское благочиние в советский период
Введение.
На территории современного Курганинского района Краснодарского края в период
гитлеровской оккупации и после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945
гг. действовало всего 5 приходов, а именно, в станицах: Курганинской (с 1961 г.
город Курганинск), Константиновской, Петропавловской, Родниковской и
Темиргоевской. Храмы в станицах Воздвиженской и Михайловской в советское время
не возобновлялись.
Настоящий очерк посвящен православным приходам, действовавшим на территории
Курганинского благочиния Кубанской епархии в советский период.
§ 1. Храм во имя Вознесения Господня в г. Курганинске.
В 1857–1859 гг. в ст. Курганной Лабинского отдела Кубанской области, тщанием
прихожан, была построена церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. Здание
было деревянным, а колокола размещались на двух деревянных столбах под дощатой
крышей.
В 1874 г., на средства прихожан, с добавлением средств Кубанского казачьего
войска, была построена новая деревянная однопрестольная церковь, освященная 31
октября этого же года [1].
В начале ХХ века здесь служили священники Иоанн Алексеевич Перевозовский и
Константин Иванович Руднев [2].
Однако уже в это время Казанская церковь не могла удовлетворять запросы
православного населения ст. Курганной из-за малой вместительности и тесноты,
поэтому, по проекту архитектора А.П. Косякина (1875-1919), в станице началось
строительство нового храма, который фактически был готов уже к февралю 1916
года и освящен в мае этого же года [3].
В 1930-е годы храм был закрыт, колокола сняты, иконостас и церковная утварь
разграблены, а здание приспособлено под хозяйственные нужды (за два года до
войны его использовали как зернохранилище). В 1942 г. Вознесенский приход
возобновил свою деятельность вначале как принадлежащий к обновленческой
ориентации, однако уже 19 января 1944 г. приходская община ст. Курганной,
собравшись на Богослужение в количестве 1500 человек, во главе с настоятелем
протоиереем Димитрием Евсюковым, единодушно постановила присоединиться к Единой
Апостольской (т.е. патриаршей) Церкви и просить правящего епископа Фотия
(Топиро) принять Вознесенский приход под свою юрисдикцию.
В соответствии с договором от 20 ноября 1944 г. церковное здание официально
передается Вознесенской православной общине [4].
Несколько слов о настоятеле Вознесенского храма, возрождавшем приход в 1942
году: о. Димитрий Федорович Евсюков родился 8 ноября 1869 г. в ст. Ильинской
Кавказского отдела Кубанской области; в 1888 г. окончил Кубанскую учительскую
семинарию; в 1917 г. окончил экстерном духовную семинарию; женат (по
состоянию на 1913 год: жена Дария Павловна, 1877 г.р., дети: Евлампия, 1897
г.р., Валентина, 1899 г.р., Татиана, 1901 г.р. (обучались в Екатеринодарском
епархиальном училище); Николай, 1903 г.р., обучался в Екатеринодарском духовном
училище, Феодор, 1904 г.р., Мария 1907 г.р.); не судим; был в обновленческом
расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской
Православной церкви в 1944 г.; во время оккупации организовал приход и служил
священником в ст. Курганной Краснодарского края.
Сведения о службе: 1 сентября 1888 г. был назначен учителем в министерское
училище; 2 сентября 1897 г. определен на место диакона к Св.-Вознесенской
церкви хут. Праздничного; 27 июня 1898 рукоположен во диаконы; 11 марта 1905 г.
перемещен к Александро-Невской церкви ст. Новомалороссийской; 2 августа 1910 г.
перемещен к Свято-Николаевской церкви той же станицы и до 1937 года служил –
диаконом, а затем священником; с 1937 по 1941 гг. – на гражданской работе; с
1942 по 1952 гг. служил священником в ст. Курганной, затем был переведен в с.
Белая Глина [5].
После ухода о. Димитрия, в октябре 1952 года, настоятелем храма назначен
священник Иоанн Михайлович Бетьков.
Бетьков И.М. родился 26 апреля 1903 г. в с. Утевка Самарской губернии; русский;
окончил 4 класса Самарского духовного училища и 2 класса Самарской духовной
семинарии в 1918 г.; женат; в 1940 г. осужден гражданским судом г. Куйбышева за
неуплату подоходного налога; в обновленческом расколе не состоял; в
Краснодарский край прибыл из г. Бузулука Чкаловской обл. в 1946 г.; во время
оккупации служил диаконом в с. Кинель-Черкассы Куйбышевской области.
Сведения о службе: с 1919 г. – учитель начальной школы сел. Николаевка
Самарской губернии; с 1920 г. занимался сельским хозяйством в семье отца в сел.
Николаевке; с 1923 г. служил диаконом-хористом в Рождественской церкви в сел.
Николаевка; с 1925 г. диакон Михаило-Архангельской церкви сел. Бобровка
Куйбышевской области; с 1927 г. служил диаконом в церкви Рождества Пресвятой
Богородицы в г. Куйбышеве; с 1930 г. – диакон Спасо-Преображенской церкви г.
Куйбышева; с 1932 г. – диакон Петро-Павловской церкви г. Куйбышева; с 1937 г. –
диакон Покровского собора г. Куйбышева; с 1940 г. – находился в заключении за
неуплату налога; с 1942 г. – диакон Михаило-Архангельской и Свято-Вознесенской
церквей в сел. Канель-Черкасы Куйбышевской области; с 1945 г. – диакон
Свято-Георгиевской церкви в г. Краснодаре и священник Свято-Троицкой церкви в
г. Бузулуке Чкаловской области; с 1946 г. – священник Свято-Троицкой церкви г.
Краснодара; с 1947 г. – по 1950 г. — священник Свято-Успенской церкви в г.
Кропоткине; перед назначением в ст. Курганную служил в г. Лабинске [6].
Вторым штатным священником в это же время в Вознесенском храме служил Александр
Александрович Грачев, затем (с 1953 г.) – протоиерей Иаков Михайлович
Христофоров. В феврале 1953 г. настоятелем был назначен Павел Андреевич
Фоменко, служивший до этого в ст. Елизаветинской. О. Павел являлся уроженцем
ст. Курганной (родился 1 марта 1888 г.) и выпускником Ставропольской духовной
семинарии (окончил в 1908 г.). В обновленческом расколе не состоял, в период
оккупации служил священником в ст. Новопластуновской [7].
С февраля 1954 г. настоятелем значился протоиерей Александр Алексеевич
Покровский, а с марта 1955 г. – заштатный протоиерей Феодор Исидорович Сеглюк.
Покровский А.А. родился в ст. Прочноокопской 18 августа 1882 г.; русский; в
1905 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; был в
обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом
Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации и до назначения в
Вознесенский храм служил священником в ст. Белореченской [8].
С ноября 1955 г. настоятелем значился протоиерей Иоанн Михайлович Кондратов. О.
Иоанн родился 26 августа 1893 г. в сел. Средний Егорлык Ставропольской
губернии; русский; в 1914 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию по 1-му
разряду; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое
общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1932 г.; в
Краснодарский край прибыл из Грузии в 1945 г.
Сведения о службе: с 1914 г. служил священником Св. Никольского храма
Ставропольской губернии; с 1915 г. – в Свято-Михайло-Архангельской церкви с.
Н-Михайловского Ставропольской губернии; с 1918 г. – в Свято-Георгиевской
церкви г. Ставрополя; с 1919 г. – в Свято-Никольской церкви хут. Атарщикова
Кубанской области; с 1922 г. – протоиереем в Казанской церкви ст. Курганной
Кубано-Черноморской области; с 1923 г. в Свято-Успенском соборе г. Майкопа; с 1930
г. в Свято-Преображенской церкви с. Хоста; с 1931 г. – временно исполняющим
обязанности псаломщика в Свято-Михайло-Архангельском соборе г. Сочи; с 1932 г.
служил протоиереем в Свято-Никольской церкви г. Сухуми; с 1937 г. охранял
консервный завод в г. Сухуми, затем служил счетоводом аптечного склада; с
декабря 1942 г. на службе в РККА в г. Сухуми; с 1943 г. протоиерей Ильинской и
Георгиевской церквей сел. Гаврда; с августа 1945 г. – Преображенской церкви ст.
Брюховецкой; с октября 1945 г. – в Покровской церкви ст. Новотитаровской; с
февраля 1946 г. – в Вознесенской церкви ст. Тимашевской; с ноября 1950 г. – в
Сергиевском молитвенном доме ст. Усть-Лабинской; с августа 1953 г. – в
Свято-Михайло-Архангельском соборе г. Сочи; с июля 1954 г. – в Свято-Успенском
соборе ст. Белореченской [9].
С января 1956 года место настоятеля занял священник Вадим Яковлевич Гришин, с
июня этого же года – бывший второштатный священник Покровского собора г.
Кропоткина Николай Федорович Гетман.
О. Николай родился 6 декабря 1918 г. в ст. Брюховецкой Кубанской области;
русский; в 1932 г. в г. Боржоми Грузинской ССР окончил 7 классов НСШ; в 1940 г.
окончил бухгалтерские курсы; женат; не судим; в обновленческом расколе не
состоял; во время оккупации служил в РККА, [воинское звание] старшина.
Награды: в 1951 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном награжден
набедренником.
Сведения о службе: с 1932 г. служил псаломщиком в г. Боржоми Грузинской ССР; с
1936 г. – псаломщиком в г. Гори; с 1937 г. – счетовод-калькулятор в Абазтуманском
Союзкурортснабторге в г. Абазтумани; с 1938 г. – заведующий столом заказов
издательства газеты «За коммуну» в г. Кропоткине Краснодарского края; с 1940 г.
— бухгалтером Ж.Д. Орс. в г. Красноводске Татарской ССР; с 1941 по 1946 гг.
служил в РККА в звании старшины; с 1946 г. служил иподиаконом в
Свято-Екатерининском Кафедральном соборе г. Краснодара; с 30 марта 1947 г.
рукоположен в сан диакона и назначен псаломщиком в молитвенный дом ст.
Кущевской Краснодарского края; 26 марта 1950 г. рукоположен в сан священника и
назначен настоятелем Свято-Георгиевской церкви ст. Казанской Кавказского
района, в которой служил до сентября 1952 г., с 16 сентября священник собора в
г. Кропоткине. 5 июня назначен настоятелем Свято-Вознесенкой церкви г.
Курганинска и благочинным Курганинского округа [10].
С марта 1965 г. настоятелем Вознесенской церкви г. Курганинска становится
протоиерей Филипп Васильевич Старун; с февраля 1971 г. — священник Евгений
Стефанович Бондаренко, а с декабря этого же года священник Владимир Иванович
Есипенко. 1 октября 1986 г. настоятелем назначен священник Валерий Сергеевич
Коваленко; 5 июля 1990 г. — священник Сергей Иванович Сидоров [11].
Как видно из вышеприведенных фактов, Вознесенская церковь в 1960-е годы не
закрывалась и продолжает действовать в настоящее время, представляя собой один
из великолепных памятников храмового зодчества Кубани.
§ 2. Молитвенный дом во имя Михаила Архангела
в станице Константиновской.
Михаило-Архангельская церковь в ст. Константиновской Кубанской области была
построена тщанием прихожан в 1850 году. Первоначально здание было деревянным,
на таком же фундаменте, покрытое соломой. Колокола размещались на деревянных
столбах. В 1886 г. отставной унтер-офицер Иван Иванович Сафронов «самолично
отлил для церкви колокол весом в 103 пуда». 1 ноября 1886 г. этот колокол
был повешен в церковной ограде на столбах и освящен.
В 1871 г. на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств
прихожан построена и в том же году освящена новая деревянная церковь, располагавшаяся
на каменном фундаменте, с трехэтажной колокольней, однако 12 апреля 1894 г.
церковь сгорела, после чего в 1896 г. началось строительство новой, построенной
тщанием прихожан в 1901 г. На этот раз здание было кирпичным с такой же
колокольней в одной связи с церковью.
В начале ХХ века здесь служили священники о. Григорий Воинов и о. Михаил Жабин
[12].
В 1932 г. Михаило-Архангельская церковь была закрыта. Через 10 лет богослужения
в ст. Константиновской возобновились в здании бывшей церковно-приходской школы.
В связи с тем, что назначения священников, производимые правящим епископом в
период гитлеровской оккупации считались недействительными, 11 ноября 1943 г.
православная община Михаило-Архангельского молитвенного дома, относящаяся
к патриаршей ориентации, была официально зарегистрирована органами
советской власти (решением Курганинского райисполкома, протокол № 20, п. 9).
Настоятелем общины на момент регистрации в 1943 г. значился священник Петр
Исидорович Горбачев. О. Петр родился 19 декабря 1886 г. в с.
Новокубанском Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1899 г. окончил
курс одноклассной церковно-приходской школы; в 1904 г. окончил курс
двухклассной учительской школы; женат, имел дочь и 3 сестры; осужден в 1937 г.
по ст. 169; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с
Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 году.
Сведения о службе: до 1937 года служил диаконом, затем священником; с 1937 по
1942 гг. – находился в заключении; с 1943 г. – священник, служил в ст.
Константиновской; по состоянию на 1952 год служил в ст. Родниковской
Курганинского района [13].
30 июня 1947 г. исполком Константиновского сельсовета принял решение (протокол
№ 27, п. 20) о расторжении договора с православной общиной на занимаемое ею
церковное здание. В решение упоминалось, что здание, занятое молитвенным домом
в ст. Константиновской до 1918 года принадлежало церковно-приходской школе, с
1918 по 1943 гг. было занято средней школой под пионерские комнаты и школьную
библиотеку. В период немецкой оккупации здание было занято общиной верующих под
молитвенный дом; в нем проведена внутренняя перестройка и ремонт.
В дальнейшем общине пришлось оставить это здание. Известно, что в 1955 г. был
заключен договор аренды, по которому община арендовала под молитвенный дом,
сроком на пять лет, у сельского совета здание на углу улиц Курганной и
Почтовой, 7. Здание было деревянным, «покрытым дранью».
С октября 1950 г. настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома
становится священник Иоанн Андреевич Костенко. О. Иоанн родился 5 января 1884
г. в Слободе Ольшана Лебединского уезда Харьковской губернии, украинец; в
1901 г. окончил 6 классов Купянской мужской гимназии и богословские курсы при
Харьковском епархиальном управлении; в 1922 г. окончил бухгалтерские курсы,
вдов; не судим, в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации жил в
с. Новоблагодарном Ставропольского края, работал в колхозе счетоводом.
Сведения о службе: с 1901 по 1905 гг. служил псаломщиком по месту рождения; с
1905 по 1918 гг. служил в Русской Императорской армии; с 1919 по 1925 г. служил
в РККА; с 1925 по 1943 гг. служил в гражданских учреждения г. Ставрополя; с
1943 по 1947 гг. служил псаломщиком в ст. Николаевской Успенского района
Краснодарского края; 10 октября 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен
в ст. Упорную Краснодарского края; с октября 1950 г. служил настоятелем
Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской
Курганинского района; с декабря 1959 г. служил в ст. Чамлыкской [14].
С сентября 1953 г. настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома состоял
священник Макарий Максимович Павленко. О. Макарий родился 25 июля 1888 г. в с.
Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; украинец; в 1901 г.
окончил начальную земскую школу; женат (жена Павленко Наталия Ивановна, 1889
года рождения; дочь Павленко Мария Макаровна, 1921 года рождения; сын Павленко
Алексей Макарович, 1923 года рождения; не судим; в обновленческом расколе не
состоял; в Краснодарский край прибыл из села Ивановка Днепропетровской области
в 1939г.; во время оккупации жил в с. Коноково Успенского района, работал
плотником в колхозе им. Ленина.
Сведения о службе: до 1916 г. занимался сельским хозяйством и преподавал пение
и музыку в училище (школе) в с. Ивановка Александровского уезда
Екатеринославской губернии; с 1916 г. призван по мобилизации в действующую
армию; с 1918 г. работал председателем Ревизионной комиссии кредитного
товарищества; с 1921 г. служил псаломщиком в сел. Копани Васильковского уезда
Екатеринославской губернии; с 1924 г. служил псаломщиком-регентом в сел.
Ивановке Днепропетровской области; с 1926 г. служил псаломщиком-регентом в сел.
Большая Михайловка Запорожской области, затем диаконом; с 1930 г. работал
преподавателем пения и музыки в школах сел. Ивановка Днепропетровской области;
с 1933 г. работал раздатчиком вагонного участка станции Иловайское на Донбассе;
с 1937 работал преподавателем пения и музыки в начальной школе в поселке
Стрелка Темрюкского района Краснодарского края; с 1939 г. работал
преподавателем пения и музыки в сел. Коноково Успенского района Краснодарского
края; с 1942 г. работал плотником и пастухом в колхозе им. Ленина в сел.
Коноково Успенского района; с 1944 г. служил псаломщиком-регентом в церковь
Рождества Пресвятой Богородицы сел. Коноково Успенского района; затем был
рукоположен в сан священника и в октябре 1945 г. назначен настоятелем в
Свято-Покровский молитвенный дом ст. Черниговской Рязанского района; в 1946 г.
перемещен в молитвенный дом Архидиакона Стефана ст. Новокорсунской Тимашевского
района; в 1949 г. – в Свято-Михайло-Архангельский молитвенный дом сел.
Ванновского Тбилисского района; с 1951 г. – перемещен в Свято-Казанский
молитвенный дом ст. Темиргоевской.
С декабря 1954 г. в молитвенном доме ст. Константиновской недолго прослужил
священник Василий Спиридонович Таченков, 1910 года рождения, а с мая 1955 г.
настоятелем вновь стал Иоанн Костенко, которого в ноябре 1956 г. сменил
Димитрий Андреевич Нарыжняк, а в июне 1958 г. священник Алексей Дионисиевич
Панков.
В ходе антирелигиозной компании, развернутой Н.С. Хрущевым в конце 1950-х –
начале 1960-х годов и в соответствии с постановлением Совета по делам Русской
Православной Церкви при Совете Министров СССР от 16 августа 1960 г. (протокол №
10) православная община в ст. Константиновской Курганинского района
Краснодарского края была снята с регистрации, а приход закрыт [15].
В советское время деятельность молитвенного дома в ст. Константиновской более
не возобновлялась, однако к концу ХХ века, в 1998 году, в станице был освящен
храм во имя Архангела Михаила в реконструированном здании, который и в
настоящее время является действующим [16].
§ 3. Молитвенный дом во имя Святителя Димитрия
Ростовского Чудотворца в станице Петропавловской.
До революции в ст. Петропавловской действовало две церкви: во имя
первоапостолов Петра и Павла (Петропавловская) и во имя Святителя Димитрия
Ростовского Чудотворца (Свято-Димитриевская).
Деревянное здание Петропавловской церкви было построено в 1846 г. «тщанием
прихожан». В 1866 г., в связи с ветхостью церкви, на средства Кубанского
казачьего войска, с добавлением средств прихожан, начато строительство новой
церкви, которая была освящена в 1869 г. Здание церкви было деревянным с такою
же деревянной колокольней. В 1885 г. церковь была отремонтирована, а купол и
алтарь расписаны сюжетами из Священного Писания.
В 1906 году, на средства прихожан, с добавлением миссионерских средств в
станице построена Свято-Димитриевская церковь. Здание церкви было кирпичным, на
таком же фундаменте, с колокольней на четырех деревянных столбах, стоящих
отдельно от церкви.
В начале ХХ в., в предреволюционное лихолетье, в ст. Петропавловской служили
священники: Василий Наседкин, Петр Золотов и Николай Руднев [17].
В 1935 году Свято-Димитриевская церковь была закрыта, а в следующем году
переоборудована под общеобразовательную школу. 20 сентября 1942, в период
гитлеровской оккупации, в ст. Петропавловской, по инициативе священника
Александра Георгиевича Глазко, организована православная община обновленческой
ориентации, позднее (в 1944 г.) перешедшая под юрисдикцию Патриарха Московского
и Всея Руси Сергия (Страгородского).
Протоиерей Александр Глазко родился 1 сентября 1889 г. в с. Малая Джалга
Благодарненского уезда Ставропольской губернии; русский; в 1917 г. окончил
Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом
расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской
Православной церкви в 1944 г.; прибыл в Краснодарский край из г. Моздока в 1941
г.; во время оккупации организовал православную общину в ст. Петропавловской и
служил священником.
Сведения о службе: после окончания духовной семинарии служил диаконом, затем
священником; с 1937 по 1941 годы — на гражданской работе; в сентябре 1942 г.
организовал приход в ст. Петропавловской и служил настоятелем в
Свято-Димитриевской церкви; с 1952 г. – служил в ст. Отрадной [18].
В октябре 1942 г., в ст. Петропавловской был открыт еще один православный
приход патриаршей ориентации, приход возглавил иеромонах Сосипатр (в миру
Степан Миронович Сиваш). С.М. Сиваш родился 25 марта 1873 г. в с. Петропавловка
Бердянского уезда Таврической губернии; русский; в 1889 г. окончил 5
классов земского училища; холост; не судим; в обновленческом расколе не
состоял; в Краснодарский край прибыл в 1935 г. из г. Тифлиса; во время
оккупации служил священником в ст. Петропавловской Темиргоевского
(Курганинского) района Краснодарского края.
В 1951 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном награжден
наперсным крестом.
Сведения о службе: с 1901 по 1924 гг. находился в Ново-Афонском монастыре
Сухумской епархии, в начале послушником, затем монахом, после чего был
рукоположен в сан иеродиакона; в 1921 г. рукоположен в сан иеромонаха
Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским); с 1924 по 1930
гг., после закрытия монастыря, жил в лесу в Сухумском округе и занимался
пчеловодством; с 1930 г. жил в г. Тифлисе, работал чернорабочим; в 1935 г.
переехал в г. Краснодар и поступил сторожем на мебельную («стульную») фабрику имени
В.М. Молотова; с 1937 г. работал сторожем в Краснодарсельхозснабе; в октябре
1942 г. назначен священником в ст. Петропавловскую, где служил до начала
февраля 1953 г. [19].
30 июня 1949 г. Краснодарский крайисполком принял решение № 953 (протокол № 25)
«учитывая, что в станице Петропавловской имеется еще одна зарегистрированная
община Русской Православной Церкви, которая пользуется зданием церкви и имеет
возможность обслужить верующих всей станицы, снять с регистрации
Петропавловскую общину, занимающую школьное здание» [20].
3 февраля 1953 г. иеромонах Сосипатр оставил должность настоятеля
Свято-Димитриевского молитвенного дома и на его место был назначен протоиерей
Леонид Александрович Чернецкий; с июля этого же года – настоятелем значился
священник Григорий Иванович Соломенный, а с сентября – Павел Петрович Танцюра.
Чернецкий Леонид Александрович; протоиерей; родился 18 июня 1898 г. в с. Таужне
Балтского уезда Подольской губернии (Украина); украинец; в 1918 г. окончил
Каменец-Подольскую духовную семинарию; женат (жена Александра Федоровна
Березовская); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации
служил священником в ст. Темиргоевской.
Награды: в 1945 г. награжден наперсным крестом; в 1951 г. – саном протоиерея.
Сведения о службе: с 1919 по 1922 гг. работал делопроизводителем лесного
подотдела Балтского земотдела Украинской ССР; 15 февраля 1923 г. рукоположен в
сан священника к храму г. Бершади Винницкой области (Украина); в июле 1923 г.
перемещен на должность настоятеля в сел. Голдашевку Винницкой области; в
августе 1927 г. перемещен в с. Лесничевку Балтского района Одесской области; в
июне 1931 г. вышел за штат; работал завскладом и бухгалтером; на
военно-строительных работах до 1934 г.; с 1935 г. состоял в должности старшего
бухгалтера консервного завода им. 1-го Мая в г. Тирасполе Молдавской ССР; с
1937 г. занимал должность ревизора Наркомата Местной Промышленности Молдавской
ССР; с 1939 г. работал главным бухгалтером кирпичного завода г. Тирасполя; 16
июля 1941 г. эвакуировался в Краснодарский край в связи с немецкой оккупацией,
работал здесь с сентября 1941 г. по апрель 1942 г. бухгалтером в колхозе
«Красный Партизан» в ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с апреля 1942 г.
инструктором-бухгалтером Темиргоевского райфо; затем вновь эвакуировался, в
связи с немецким наступлением на Кавказ, но попал в окружение и вернулся в ст.
Темиргоевскую; в октябре 1942 г. занял должность священника при молитвенном
доме ст. Темиргоевской; 5 марта 1945 г. назначен настоятелем в молитвенный дом ст.
Приморско-Ахтарской и благочинным в этом округе; затем перемещен на должность
2-го священника Свято-Георгиевского храма г. Краснодара; 17 октября 1947 г.
перемещен на должность настоятеля молитвенного дома ст. Ленинградской с
одновременным исполнением обязанностей благочинного, где служил до февраля 1951
г.; с 1951 по 1953 – в г. Ап-шеронске; с февраля 1953 г. – в ст.
Петропавловской Курганинского района [21].
Соломенный Григорий Иванович, священник, родился 3 апреля 1901 г. в ст.
Петровской Темрюкского отдела Кубанской области; русский; окончил двухклассное
училище в ст. Петровской; в 1931 г. окончил Краснодарский музыкальный техникум;
женат; не судим; в обновленческом расколе не со-стоял; во время оккупации
находился в рядах РККА, служил в г. Моздоке музыкантом.
Сведения о службе: с 1918 г. работал в ст. Славянской в редакции газеты
переплетчиком; с 1920 г. служил в РККА в г. Минске; с 1924 г. в г. Минске
учился на псаломщика; с 1926 г. служил псаломщиком в ст. Петровской
Северо-Кавказского края; с 1928 г. учился в музыкальном техникуме г.
Краснодара; с 1931 г. служил псаломщиком в г. Темрюке; с 1932 г. в той же
должности в ст. Старонижестеблиевской; с 1933 г. переведен в г. Краснодар к
Успенской церкви; с 1935 г. преподавал в средней школе ст. Крымской; с 1937 по
1943 гг. служил в РККА; с 1943 по болезни не работал; с 1944 г. работал
преподавателем в педагогическом училище ст. Усть-Лабинской; с 1950 г. служил
священником в станицах: Нижегородской, Передовой, Попутной, Петропавловской; со
2 ноября 1953 г. по март 1957 г. служил настоятелем Свято-Покровского
молитвенного дома в ст. Федоровской Абинского района Краснодарского края [22].
Танцюра Павел Петрович, священник, род. 28 июня 1903 г. в ст. Ах-тырской
Таманского отдела Кубанской области; русский; в 1918 г. окончил
Екатеринодарское духовное училище; женат; не судим; был в обновленческом
расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской
Православной церкви в 1943 г.; во время оккупации служил священником в ст.
Малотенгинской Отрадненского района Краснодарского края.
Сведения о службе: с 1920 по 1921 служил рядовым в РККА; в 1921 г. прослушал
педагогические курсы в ст. Полтавской Кубано-Черноморской области, затем служил
учителем начальной школы в ст. Ахтырской; с 1922 г. служил псаломщиком и
диаконом в ст. Ахтырской; с 1929 г. – счетоводом в ст. Черниговской; с 1932 г.
– учитель и инспектор рабфо в ст. Зеленчукской Ставропольского края; с 1942 г.
– служил в РККА в ст. Прохладной Ставропольского края и г. Ростове-на-Дону; с
1943 г. – священником Свято-Покровской церкви ст. Малотенгинской Отрадненского
района; с 1945 г. – в Рождество-Богородицкой церкви ст. Отрадной; с 1948 г. – в
Свято-Георгиевской церкви ст. Подгорной Спокойненского района; с 1951 г. – в
Свято-Николаевской церкви ст. Спокойной; с сентября 1953 г. – в
Свято-Димитриевском молитвенном доме ст. Петропавловской [23].
В марте 1959 г. настоятелем Свято-Димитриевского молитвенного дома был назначен
священник Григорий Дмитриевич Паршинцев, а 24 апреля этого же года постановлением
Совета по делам Русской Православной Церкви церковное здание было отнято у
Петропавловской православной общины и передано средней общеобразовательной
школе под учебно-производственные мастерские, на том основании, что церковь
была закрыта «по решению схода граждан» в 1935 году, после чего здание
переоборудовали под школу.
В ноябре 1960 года община, во главе со священником Григорием Паршинцевым
перебирается в новое здание, представлявшее собой рубленый дом с железной
кровлей, размером 89 м;, расположенный по ул. Сталина (позднее ул. Гагарина),
158. По договору от 2 декабря 1974 г. Свято-Димитриевской православной общине
было передано в пользование деревянное молитвенное здание с деревянной оградой
по ул. Гагарина, 176 [24].
В феврале 1971 г. настоятелем Свято-Димитриевского молитвенного дома становится
священник Александр Петрович Атьман; с 4 марта 1974 г. – протоиерей Иоанн
Павлович Пономарев, 1927 года рождения, уроженец села Куликовки Воронежской
области; русский; в сан иерея рукоположен в 1958 г. 10 февраля 1981 г.
настоятелем Димитриевского молитвенного дома становится священник Валентин
Васильевич Голиковский; 15 апреля 1981 г. – священник Николай Евгеньевич
Петрук; 10 июня этого же года – протоиерей Александр Григорьевич Оборин [25].
24 ноября 1990 г. в ст. Петропавловской, по ул. Красной, 1, в
реконструированном под церковь здании, был освящен Свято-Димитриевский храм
[26].
§ 4. Церковь во имя Косьмы и Дамиана
в станице Родниковской.
Космодамиановская церковь в ст. Родниковской Кубанской области построена
тщанием прихожан в 1859 г. Здание было деревянным, покрытым камышом. В 1861 г.
на средства Кубанского казачьего войска (9000 руб.) с добавлением средств
прихожан начато строительство новой церкви, построенной в 1863 г. и освященной
2 ноября 1864 г. Здание было деревянным, на каменном фундаменте, с такой же
колокольней и железной оградой. В 1886 г. церковный староста казак Трофим
Новиков с помощью благотворителей из прихожан пожертвовал в церковь икону
славянских первоучителей Кирилла и Мефодия и киот к ней, а казачка из местечка
Старые Секанары Полтавской губернии, Мария Волкова, временно проживавшая в
станице Родниковской, пожертвовала в церковь икону Богоматери, киот для которой
устроил церковный староста [27].
Накануне революционных событий 1917 года в храме служили священники Евстафий
Орлов и Алексей Левицкий [28].
В 1921 году настоятелем Космодамиановской церкви ст. Родниковской назначается
священник (впоследствии протоиерей) Александр Николаевич Безсонов.
Безсонов А.Н. родился 10 августа 1885 г. в ст. Приближной Терской области;
русский; образование среднее; в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную
семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое
общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во
время оккупации находился в г. Краснодаре, жил у брата; с сентября 1942 г.
служил священником в молитвенном доме ст. Усть-Лабинской.
Сведения о службе: с 21 ноября 1906 г. служил диаконом в ст. Дмитриевской
Кавказского отдела Кубанской области; с 1907 г. служил настоятелем церкви в ст.
Фонталовской Таманского отдела Кубанской области; с 1916 г. – законоучителем
Гиагинской гимназии; с 1921 г. — настоятелем церкви ст. Родниковской
Кубано-Черноморской области; с 1927 г. — благочинным и настоятелем церкви сел.
Успенского Армавирского округа Северо-Кавказского края; с 1929 г. – настоятелем
церкви сел. Ольгинского Невинномысского района Северо-Кавказского края; с 1930
г. – благочинным и настоятелем церкви сел. Казьминского Невинномысского района;
с 1931 г. — настоятелем собора в гор. Армавире; с 1932 г. – настоятелем
Свято-Троицкой церкви г. Майкопа; с 1933 г. – благочинным и настоятелем церкви
в ст. Удобной Отрадненского района Северо-Кавказского края; с 1934 г. –
благочинным и настоятелем церкви ст. Отрадной Азово-Черноморского края; с 1936
г. — благочинным в гор. Обояни Курской области; с 1937 г. – настоятелем собора
г. Белгорода Курской области; с 1938 г. – благочинным и настоятелем церкви г.
Курска; с 1939 г. – настоятелем церкви ст. Славянской Краснодарского края; с
1940 г. – настоятелем церкви г. Новороссийска; с 1944 г. – настоятелем церкви
ст. Апшеронской. По состоянию на 1952 г. служил в Свято-Успенской церкви г.
Лабинска [29].
В декабре 1936 г. Косьмодамиановская церковь в ст. Родниковской была закрыта и
переоборудована под сельский клуб, однако в сентябре 1942 года сельский клуб
был вновь занят верующими и Богослужения возобновились. В это время в храме ст.
Родниковской служил иеромонах Тихон Катасонов, о котором известно, что после
окончания оккупации станицы он ушел вместе с гитлеровцами. После освобождения
ст. Родниковской, в феврале 1943 г., по приглашению православного населения
настоятелем станичной церкви становится священник Александр Стефанович
Фигуровский.
Фигуровский А.С. родился в 1867 г. в ст. Каладжинской Кубанской области. В 1880
году окончил Ставропольское духовное училище и с 16 августа этого же года по 23
ноября 1884 г. воспитывался при дворе Епископа Кавказского и Ставропольского
Германа. 23 ноября 1884 г. назначен псаломщиком к церкви села Филипповского
Кубанской области; в июле 1885 перемещен в ст. Новорождественскую; в
декабре 1886 г. – в ст. Упорную, где с января 1887 по май 1892 г. состоял
учителем церковно-приходской школы; в июне 1896 г. перемещен в ст. Лабинскую. В
марте 1901 г. принят на службу в Грузинскую епархию и назначен священником и
учителем к церкви села Хорошего Карской области. 9 мая этого же года
рукоположен Экзархом Грузии Архиепископом Флавианом во диаконы, а 10 мая во
иереи к Троицкой церкви села Хорошего, где служил до апреля 1905 г., после чего
вернулся в Кубанскую область и назначен священником к церкви ст. Кабардинской,
а в 1920 году был назначен священником к церкви ст. Родниковской. 24 мая 1928
г., работая на пасеке ст. Кабардинской был арестован ОГПУ и препровожден в г.
Майкоп, где окружным судом был приговорен по ст. 58. П. 10 к 3 годам
заключения, которые отбывал в г. Майкопе и Новочеркасске. В 1931 г. был
освобожден в ст. Лабинской, на иждивении детей. Там же проживал и во время
оккупации.
В составе семьи были: жена (умерла в 1926 г.), сын Алексей (1908-1928), сын
Георгий, бухгалтер, в марте 1942 г. мобилизован в действующую армию и пропал
без вести; дочь Надежда, бухгалтер [30].
В марте 1946 г., после смерти священника А.С. Фигуровского (точная дата смерти
не установлена), настоятелем церкви становится священник Дмитрий Нарыжняк.
Дмитрий Андреевич Нарыжняк родился род. 15.11.1883 г. в ст. Нововеличковской
Екатеринодарского отдела Кубанской области; русский; в 1902 г. окончил
Екатеринодарское духовное училище; женат (жена Пелагея Зиновьевна); в 1938 г.
осужден по ст. 107-а на 5 лет; по кассационной жалобе досрочно освобожден
Верховным судом РСФСР (г. Москва); был в обновленческом расколе, принят в
каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в
1943 г.; во время оккупации жил в с. Натырбово Кошехабльского района.
Сведения о службе: с 20 сентября 1902 г. состоял псаломщиком в хут.
Грязнушенском Лабинского отдела Кубанской области; с 1908 г. – в ст.
Барсуковской Лабинского отдела Кубанской области; 29 августа 1918 г.
рукоположен в сан диакона к церкви ст. Барсуковской; с 30 августа 1918 г.
служил диаконом в ст. Платнировской Кавказского отдела Кубанской области; с 15
сентября 1921 г. служил священником в ст. Удобной Кубано-Черноморской области;
с 1 августа 1922 г. – в ст. Спокойной; с 10 сентября 1929 г. – в ст. Кавказской
Северо-Кавказского края; с 10 августа 1931 г. – в ст. Дондуковской Гиагинского
района; затем в ст. Тульской. 28 сентября 1938 г. Тульским народным судом осужден
по ст. 107 и лишен свободы на 5 лет. По кассационной жалобе перед Верховным
судом РСФСР досрочно освобожден из заключения при Майкопской ИТК 31 мая 1940 г.
С 25 июня 1940 г. работал сторожем в артели инвалидов в г. Майкопе; с 10
октября 1942 г. служил священником в хут. Сухая Балка Гиагинского района
Адыгейской АО Краснодарского края, затем в с. Натырбово Кошехабльского района;
с марта 1946 г. – в ст. Родниковской Курганинского района; с 23 августа 1947 г.
– в ст. Дондуковской Гиагинского района. По состоянию на 1952 г. служил в
с. Выселки Выселковского района; в ноябре 1956 г. назначен настоятелем
Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома ст. Константиновской
Курганинского района; умер не позднее 11 июля 1958 г. [31].
С августа 1947 г. настоятелем церкви в ст. Родниковской состоял Петр Исидорович
Горбачев. П.И. Горбачев родился 19 декабря 1886 г. в с. Новокубанском
Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1899 г. окончил курс
одноклассной церковно-приходской школы; в 1904 г. окончил курс двухклассной
учительской школы; женат, имел дочь и 3 сестры; осужден в 1937 г. по ст. 169;
был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским
Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 году.
Сведения о службе: до 1937 года – диакон, священник; с 1937 по 1943 гг. – в
заключении, а затем, с 1943 г. по 1952 г. служил священником, вначале в ст.
Константиновской, а затем (по состоянию на 1952 год) – в ст. Родниковской
Курганинского района [32].
15 апреля 1953 г. Совет по делам Русской Православной Церкви постановил
«изъять» здание Космодамиановской церкви у православной общины ст. Родниковской
[33].
В августе 1954 года в станичную церковь, в которой на тот момент не было
священнослужителя, был направлен сроком на один месяц священник Михаил Гаврик,
с условием совершать Богослужения в храме до момента оборудования нового
здания, в которое должна была перебраться со временем община. Присланный
священник совершал Литургию и объяснял верующим цель своего приезда,
неоднократно заявляя в течение месяца, что это здание необходимо освободить, а
общину юридически оформить, так как из членов церковного совета остался только
один человек, а из членов двадцатки – меньше половины.
Однако группа верующих станицы Родниковской, которая с мая 1953 г. производила
моления в храме и совершала требы, не имея на то благословение правящего
Архиерея, отказалась покинуть церковное здание, заявив, что все они скорее
умрут, нежели отдадут храм на поругание. В ответ на это Архиепископ
Краснодарский и Кубанский Гермоген предложил верующим 15 июня 1954 г. перейти в
другое здание, освободив старое и передав его в распоряжение местного Совета,
после чего в приход будет назначен священник. В противном случае, община будет
исключена из списка приходов Краснодарской епархии.
В результате этих событий, в мае 1955 г. настоятелем Косьмодамиановского
прихода ст. Родниковской назначен священник Петр Григорьевич Костенко, 1927
года рождения, уроженец ст. Троицкой Славянского района, окончивший в
1949 году 2 класса Ставропольской духовной семинарии. В июне 1955 г. был
зарегистрирован новый состав приходского совета в лице Дикого Андрея Павловича,
Калининой Марии Николаевны, Жигальцовой Ирины Петровны, Шляхтиной Марии
Гавриловны и Зайцевой Екатерины Платоновны. При этом община получила здание для
молитвенного дома, расположенного по ул. Карла Маркса, 81, на правах
долгосрочной аренды.
В июне 1956 г. настоятелем прихода становится священник Старченко Никита
Евфимиевич; с февраля 1959 г. – протоиерей Волконович Александр Иванович, с октября
этого же года – священник Феодор Матвеевич Новицкий, а с мая 1960 г. –
протоиерей Андрей Григорьевич Матвеев.
По договору от 5 ноября 1960 г. приход получил новые здания по ул. К. Маркса,
33 (рубленый дом с железной кровлей, размером 90 м; и каменный дом размером 35
м;) [34].
В начале 1960-х годов (не ранее 1962 г.) молитвенный дом был закрыт (точная
дата не установлена). 10 мая 1993 г. приход восстановлен в реконструированном
здании по ул. К. Маркса, 61 [35].
§ 5. Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери
в станице Темиргоевской
Казанская церковь в ст. Темиргоевской построена на средства Кубанского
казачьего войска в 1855 г. (14000 рублей, в том числе 9000 руб. из войсковых
сумм). Освящена 21 июля 1856 г. Здание деревянное на каменном фундаменте с
такой же колокольней. Имеются косвенные сведения о том, что приход существовал
с 1843 г.
В предреволюционный период здесь служили священники Николай Иоаннович Безсонов
и Алексей Ястребов [36].
Казанский приход действовал до 1935 года, затем был закрыт, а здание церкви
разрушено. Часть лесоматериалов разрушенной церкви пошла на строительство
клуба.
В период гитлеровской оккупации (с октября 1942 г.) православный приход в ст.
Темиргоевской вновь начал действовать, возможно, в здании станичного клуба. 1 декабря
1944 г. приход был перемещен в другое «деревянное оштукатуренное» здание,
расположенное по ул. Пролетарской, д. 34 [37].
Настоятелем прихода служил священник (с 1951 г. протоиерей) Леонид Чернецкий.
Леонид Александрович Чернецкий родился 18 июня 1898 г. в с. Таужне Балтского
уезда Подольской губернии (Украина); украинец; в 1918 г. окончил
Каменец-Подольскую духовную семинарию; женат (жена Александра Федоровна
Березовская); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации
служил священником в ст. Темиргоевской. В 1945 г. награжден наперсным крестом;
в 1951 г. – саном протоиерея.
Сведения о службе: с 1919 по 1922 гг. работал делопроизводителем лесного
подотдела Балтского земотдела Украинской ССР; 15 февраля 1923 г. рукоположен в
сан священника к храму г. Бершади Винницкой области (Украина); в июле 1923 г.
перемещен на должность настоятеля в сел. Голдашевку Винницкой области; в
августе 1927 г. перемещен в с. Лесничевку Балтского района Одесской области; в
июне 1931 г. вышел за штат; работал завскладом и бухгалтером; на
военно-строительных работах до 1934 г.; с 1935 г. состоял в должности старшего
бухгалтера консервного завода им. 1-го Мая в г. Тирасполе Молдавской ССР; с
1937 г. занимал должность ревизора Наркомата Местной Промышленности Молдавской
ССР; с 1939 г. работал главным бухгалтером кирпичного завода г. Тирасполя; 16
июля 1941 г. эвакуировался в Краснодарский край в связи с немецкой оккупацией,
работал здесь с сентября 1941 г. по апрель 1942 г. бухгалтером в колхозе
«Красный Партизан» в ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с апреля 1942 г.
инструктором-бухгалтером Темиргоевского райфо; затем вновь эвакуировался в
связи с немецким наступлением на Кавказ, но попал в окружение и вернулся в ст.
Темиргоевскую; в октябре 1942 г. занял должность священника при молитвенном
доме ст. Темиргоевской; 5 марта 1945 г. назначен настоятелем в молитвенный дом
ст. Приморско-Ахтарской и благочинным в этом округе; затем перемещен на
должность 2-го священника Свято-Георгиевского храма г. Краснодара; 17 октября
1947 г. перемещен на должность настоятеля молитвенного дома ст. Ленинградской с
одновременным исполнением обязанностей благочинного, где служил до февраля 1951
г.; с 1951 по 1953 – в г. Апшеронске; с февраля 1953 г. – в ст. Петропавловской
Курганинского района [38].
В 1946 г. настоятелем Казанского молитвенного дома становится протоиерей Иоанн
Москалев.
Иван Алексеевич Москалев, родился 28 августа 1882 г. в с. Плоском Тамбовской
губернии; русский; в 1903 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию по 1-му
разряду, женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое
общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в
Краснодарский край прибыл из Сталинградской области.
Сведения о службе: до 1937 года – псаломщик, диакон, священник; с 1937 по 1942
гг. – на гражданской работе; с 1942 г. — священник; с 1946 г. настоятель
Казанской церкви в ст. Темиргоевской. По состоянию на 1952 год служил в ст.
Пашковской Пашковского района [39].
При Иоанне Москалеве был избран новый церковный совет, членами ревизионной
комиссии стали Стрянин Павел Иванович (председатель), Добрынина Екатерина
Дмитриевна и Дедюк Василий Акимович. Приход в это время значительно укрепился,
прихожане совершили множество пожертвований на храм, в том числе: два занавеса
на царские врата, шали, платки, ковры, скатерти, полотенца и др. Накопление в
кассе прихода составило 31 000 руб. [40].
С 1951 г. в Казанском молитвенном доме служил священник Макарий Павленко.
Макарий Максимович Павленко, священник; родился 25 июля 1888 г. в сел. Ивановка
Александровского уезда Екатеринославской губернии; украинец; в 1901 г. окончил
начальную земскую школу; женат (жена Павленко Наталия Ивановна, 1889 года
рождения; дочь Павленко Мария Макаровна, 1921 года рождения; сын Павленко
Алексей Макарович, 1923 года рождения); не судим; в обновленческом расколе не
состоял; в Краснодарский край прибыл из села Ивановка Днепропетровской области
в 1939г.; во время оккупации жил в с. Коноково Успенского района, работал в
плотником в колхозе им. Ленина.
Сведения о службе: до 1916 г. занимался сельским хозяйством и преподавал пение
и музыку в училище (школе) в с. Ивановка Александровского уезда
Екатеринославской губернии; с 1916 г. призван по мобилизации в действующую
армию; с 1918 г. работал председателем Ревизионной комиссии кредитного
товарищества; с 1921 г. служил псаломщиком в сел. Копани Васильковского уезда
Екатеринослаской губернии; с 1924 г. служил псаломщиком-регентом в сел.
Ивановке Днепропетровской области; с 1926 г. служил псаломщиком-регентом в сел.
Большая Михайловка Запорожской области, затем диаконом; с 1930 г. работал
преподавателем пения и музыки в школах сел. Ивановка Днепропетровской области;
с 1933 г. работал раздатчиком вагонного участка станции Иловайское на Донбассе;
с 1937 работал преподавателем пения и музыки в начальной школе в поселке
Стрелка Темрюкского района Краснодарского края; с 1939 г. работал
преподавателем пения и музыки в сел. Коноково Успенского района Краснодарского
края; с 1942 г. работал плотником и пастухом в колхозе им. Ленина в сел.
Коноково Успенского района; с 1944 г. служил псаломщиком-регентом в церкви
Рождества Пресвятой Богородицы сел. Коноково Успенского района; затем был
рукоположен в сан священника и в октябре 1945 г. назначен настоятелем в
Свято-Покровский молитвенный дом ст. Черниговской Рязанского района; в 1946 г.
перемещен в молитвенный дом Архидиакона Стефана ст. Новокорсунской Тимашевского
района; в 1949 г. – в Свято-Михайло-Архангельский молитвенный дом сел.
Ванновского Тбилисского района; с 1951 г. – перемещен в Свято-Казанский
молитвенный дом ст. Темиргоевской; с сентября 1953 г. – настоятель
Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской
Курганинского района [41].
В 1952 г. настоятелем становится священник Емельян Дащенко. Емельян Дорофеевич,
священник, род. 06.08.1883 г. в с. Воздвиженка Гуляй-Польской волости
Александровского уезда Таврической губернии; украинец; в 1904 г. окончил
Казанскую духовную семинарию; вдов; не судим, в обновленческом расколе не состоял;
в Краснодарский край прибыл из Коканда Узбекской ССР в 1937 г.; во время
оккупации жил в ст. Отрадной, работал заведующим школами.
Сведения о службе: с сентября 1904 г. служил учителем в с. Кресты Астраханской
губернии; с 1919 г. – студент Духовной академии в г. Казани; с 1914 г. служил
священником в селах Астраханской губернии; с 1919 г. – священник Св.-Троицкой
церкви в с. Дивном Ставропольской губернии; с 1932 г. – в сел. Урожайном
Ставропольского края; с 1934 г. служил учителем в г. Гудермесе (Чечня); с 1935
г. – учитель в с. Хасавюрте (Дагестан); с 1936 г – учитель в г. Коканде
(Узбекистан); с 1937 г. – учитель в ст. Отрадной Краснодарского края; с 1943 г.
– колхозник в колхозе «Путь социализма» в Отрадненском районе; с 1945 г. –
безработный; с 1946 г. – священник в сел. Алексеевском Кущевского района; с
1948 г. священник ст. Воронежской Усть-Лабинского района. По
состоянию на 1952 г. служил в ст. Темиргоевской Темиргоевского района
[42].
С марта 1956 г. настоятель Казанского молитвенного дома — священник болгарского
происхождения Христо Христович Христов. Родился 16.08.1883 г. в г.
Велико-Тырново, Болгария; болгарин; в 1899 г. окончил 5 классов педагогической
гимназии в г. Велико-Тырнове; женат (жена Пелагея Терентьевна, 1888 г.р., ; сын
Иван, 1923 г. р., служил в действующей армии, погиб в июне 1944 г.; сын
Григорий, 1926 г.р., служил в действующей армии; сын Александр, 1928 г.р., дочь
Любовь, 1930 г.р.) в 1934 г. осужден по ст. 118 УК на 5 лет; в 1939 г.
судимость снята; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край
прибыл из Ставропольского края в 1910 г.; во время оккупации жил в хут.
Терпуговском Красногвардейского района Краснодарского края, работал в сельском
хозяйстве.
Трудовая деятельность: в 1900 приехал в Россию, работал в артели огородников в
г. Таганроге, а также пастухом и ездовым на лошадях; с 1903 г. работал в г.
Юзове на французских шахтах №№ 3, 5, 6 по найму у подрядчика, по строительным
работам (каменщиком), подмастерьем, а затем мастером по кирпичной и каменной кладке
зданий и других сооружений; с 1906 г. работал в саду Архиепископа Агафодора (на
Архиерейском подворье) чернорабочим; с 1907 г. работал поваром там же; с 1908
г. работал в Ставрополе каменщиком-печником по найму, жил по месту проведения
работ или в ночлежках; с 1910 г. служил сельским учителем в хут. Терпуговском
Кубанской области; с 1912 г. служил псаломщиком в с. Архиповке Кубанской
области; с 1922 г. работал в торговой сети хут. Терпуговского; с 1927 г.
занимался сельским хозяйством; с 1930 г. по 1944 гг. состоял членом колхоза
«Красный Моряк» в хут. Терпуговском Красногвардейского района Адыгейской АО; с
16 октября 1945 г. служил псаломщиком в ст. Келермесской Гиагинского района
Адыгейской АО.
По состоянию на 1952 г. служил в ст. Удобной Удобненского района [43].
При этом настоятеле интерьер здания молитвенного дома был частично изменен,
кроме того в здание молитвенного дома включена пристройка размером 50 м; [44].
В марте 1959 г. настоятелем назначается протоиерей Василий Васильевич
Постников.
Постников В.В. родился 20 марта 1893 г. в с. Тюменцево Барнаульского округа
Томской губернии; русский; в 1912 г. окончил высшее начальное училище; в 1918
г. окончил учительскую семинарию; в 1921 г. окончил учительский институт в г.
Красноярске; женат (жена Марфа Ивановна Гунаева, 1902 г. рожд., сын Валентин,
1932 г. рожд., сын Леонид, 1936 г. рожд., дочь Елена, 1941 г. рожд., дочь
Ксения, 1945 г. рожд.); не судим; в обновленческом расколе не состоял; в
Краснодарский край прибыл из Алтайского края в 1940 г.; во время оккупации
служил в РККА.
Награды: в 1950 награжден скуфьей; в 1951 г. награжден камилавкой.
Сведения о службе: с 1922 г. – работал учителем начальной школы в сел. Уяр
Красноярского края; с 1924 г. – диакон-псаломщик Скорбященской кладбищенской
церкви г. Канск Красноярского края; с 1928 г. – диакон-псаломщик-регент
Михаило-Архангельской церкви сел. Мало-Камалинского Троицко-Заозерновского
района Красноярского края; с 1932 г. – счетовод-бухгалтер Усть-Сосновской МТС
ст. Шишино Новосибирской области; с 1934 г. – счетовод-бухгалтер завода «Труд»
в г. Новосибирске; с 1937 г. – учитель русского языка и литературы неполной
средней школы сел. Соколово Бийского района Алтайского края; с 1940 г. –
учитель начальной средней школы в ст. Шкуринской Штейнгардтовского района
Краснодарского края; с 19.10.1941 г. служил в РККА; с 09.10.1942 г. –
диакон-псаломщик в ст. Шкуринской; с 16.11.1944 – священник в ст. Холмской
Абинского района; с 06.12.1950 г. – священник молитвенного дома Святых
Константина и Елены в ст. Попутной Отрадненского района; с 6 августа 1951 г. –
в ст. Новоджерелиевской Роговского района [45].
С 16 мая 1961 г. — настоятель Михаил Саввич Мирошников. Мирошников М.С. родился
29.07.1895 г. в г. Екатеринодаре Кубанской области; русский; окончил 4 класса
высшего начального училища; окончил Екатеринодарское духовное училище; женат; с
15 июня 1945 г. по 6 марта 1947 г. находился под следствием, по суду был
оправдан; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с
Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время
оккупации служил священником Ильинской церкви в г. Краснодаре.
Сведения о службе: с 9 сентября 1914 служил писарем в Екатеринодарском окружном
суде; с 1 октября 1916 г. служил рядовым в Русской Императорской армии (Белый
Ключ – Тифлис); с начала 1918 г. служил рядовым в РККА (Екатеринодар); с 17
января 1919 г. служил регистратором в Екатеринодарском окружном суде; с 15
апреля 1920 г. – секретарь народного суда 2 уч. Краснодарского отдела; с 1
сентября 1925 г. – конторщик в ст. Брюховецкой Северо-Кавказского края; с 14
сентября 1926 г. – секретарь прокуратуры в сел. Преображенском; с 30 апреля
1928 г. – учетчик в НИП институте (так в документе) в г. Краснодаре; с 11
февраля 1929 г. – техник-дезинфектор при КубОСОАВИАХИМЕ; с 15 октября 1931 –
техник СКИНСТРО (так в документе) в г. Ростове-на-Дону; с 15 октября 1937 г. –
ревизор-инструктор Крайсуда и Управления НКЮ по Краснодарскому краю; со 2
апреля 1942 г. – писарь горвоенкомата в Краснодаре; с 25 ноября 1942 г. — служил
священником в молитвенном доме ст. Старовеличковской; с 15 мая 1944 г. – в г.
Краснодаре в Свято-Ильинской и Троицкой церквях; с 1 апреля 1947 г. – в
молитвенном доме ст. Екатериновской; с 1 июля 1948 г. – в ст. Вознесенской; с
14 августа 1949 г. – в сел. Натырбово; с 24 мая 1950 г. – в
Рождество-Богородицкой церкви пос. Лазаревского Краснодарского края. По
состоянию на 1952 г. служил в ст. Пластуновской Пластуновского района [46].
С октября 1961 г. православная община в ст. Темиргоевской оставалась без
священника, несмотря на просьбы верующих, а здание молитвенного дома обветшало.
4 мая 1965 г. исполком Курганинского районного Совета депутатов трудящихся
решил «удовлетворить ходатайство Темиргоевского сельского Совета депутатов
трудящихся от 26 апреля 1965 г. о закрытии Казанского молитвенного дома «ввиду
его непригодности». И, наконец, 21 июля 1965 г., в соответствии с протоколом №
4 заседания Совета по делам Русской Православной Церкви Православная община в
ст. Темиргоевской была снята с регистрации «как прекратившая свою деятельность»
[47].
Через 24 года православная община в ст. Темиргоевской была восстановлена.
Согласно выписке из протокола заседания Совета по делам религий при Совете
Министров СССР от 13 ноября 1989 г. (протокол № 12) было решено
зарегистрировать религиозное общество в Русской Православной Церкви и разрешить
ему приобрести строение с последующим переоборудованием под молитвенные цели в
станице Темиргоевской Курганинского района Краснодарского края» [48].
Однако новый типовой храм во имя Казанской иконы Божьей Матери был построен и
освящен фактически 17 февраля 2000 года [49].
Заключение.
В заключение хотелось бы упомянуть еще два прихода, действовавшие в ст.
Воздвиженской и Михайловской до начала 1930-х годов и не возобновлявшихся в
послеоккупационный период. Это – Свято-Троицкая церковь в ст. Воздвиженской и
Свято-Покровская церковь в ст. Михайловской.
Свято-Троицкая церковь в ст. Воздвиженской Майкопского отдела Кубанской области
была построена в 1844 г. тщанием прихожан. Здание деревянное, крестообразное,
крытое тесом. В 1866–1869 гг. на средства Кубанского казачьего войска с
добавлением средств прихожан построена новая деревянная на каменном фундаменте
церковь с такой же колокольней, а прежняя – упразднена. В дореволюционный
период здесь служили священники Алексей Рыкунов и Михаил Макарьев [50].
В Краснодарском краевом архиве имеются некоторые данные о священнике Николае
Рыкунове.
Николай Алексеевич Рыкунов, 1871 года рождения, сын протоиерея села Кузяева
Пышкинского уезда Ярославской епархии Николая Рыкунова, 25 июня 1893 г. окончил
курс Ярославской духовной семинарии по 2-му разряду. С июля 1893 по февраль
1896 г. состоял учителем Введенско-Клыковской церковно-приходской школы
Мышкинского уезда Ярославской епархии. 14 февраля 1896 г. определен на
священническую должность к Михаило-Архангельской церкви ст. Казанской Кубанской
области. 25 февраля этого же года рукоположен в сан диакона, 2 марта – в сан
священника. С 1 марта 1899 г. состоял законоучителем Казанского одноклассного
училища. 14 февраля 1899 г. перемещен к Свято-Покровской церкви с. Пелагиады
Ставропольской губернии; с марта 1899 по май 1902 г. состоял заведующим и
законоучителем Пелагиадской одноклассной церковно-приходской школы. 30 мая 1902
г. перемещен к Свято-Георгиевской церкви с. Грушевского Александровского уезда
Ставропольской губернии. В это же время состоял заведующим и законоучителем
Грушевских школ: мужской одноклассной церковно-приходской школы и женской школы
грамоты, а также законоучителем Грушевского одноклассного училища.
15 марта 1904 г. вновь перемещен, согласно прошения, в Свято-Покровскую церковь
с. Пелагиады, где также состоял законоучителем мужской и женской
церковно-приходских школ и законоучителем одноклассного училища. 1 июля 1905 г.
перемещен к Михаило-Архангельской церкви ст. Темижбекской Кубанской области. В
это же время состоял заведующим и законоучителем Темижбекской
одноклассной церковно-приходской школы и законоучителем Темижбекского женского
начального училища. 28 мая 1906 г., согласно прошению, перемещен к
Свято-Троицкой церкви ст. Воздвиженской Кубанской области. С 1 сентября 1913 г.
состоял законоучителем Воздвиженского высшего начального училища.
Награды: 6 августа 1904 г. награжден набедренником, в марте 1909 г., по
представлению благочиннического совета награжден бархатной фиолетовой скуфьей.
Семейное положение: жена Александра Михайловна, род. 5 марта 1877, сын —
Николай, род. 7 ноября 1899 г., обучался в Екатеринодарском духовном училище на
средства отца; сын Феодор, род. 21 декабря 1903 г.; дочери – Екатерина, род. 24
ноября 1905 г., Мария, род. 13 июля 1909 г. (находились при родителях) [51]. О
дальнейшей судьбе священника Н.А. Рыкунова в настоящее время сведений не
имеется.
Свято-Покровская церковь в ст. Михайловской Лабинского отдела Кубанской области
была построена тщанием прихожан в 1846 г. Здание было деревянным, без
колокольни. В 1865–1869 гг., на средства Кубанского казачьего войска, с
добавлением средств прихожан построена новая церковь, освященная 3 ноября 1869
г. Здание было деревянным, на каменном фундаменте, с такой же колокольней;
снаружи побелено, а изнутри расписано в алтаре, куполах, по стенам и в
трапезной священными изображениями событий Ветхого и Нового заветов. В
предреволюционный период здесь служили протоиерей Евгений Кудрявцев и священник
Иоанн Попов [52].
Свято-Покровский православный приход был восстановлен здесь 10 февраля 1993 г.
в переоборудованном церковном здании и действует по сей день [53].
***
Таким образом, из вышеприведенных материалов мы видим, что все действующие до
революции 1917 года храмы на территории современного Курганинского благочиния,
были закрыты в 1930-е годы. 5 из них возобновили свою деятельность в период
гитлеровской оккупации, но 3 из них были вновь закрыты в 1960-е годы (за
исключением храмов в г. Курганинске и ст. Петропавловской), Свято-Покровская же
церковь в ст. Михайловской была восстановлена только в 1993 году.
Литература и источники:
1. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост.
В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь:
Бюро новостей, 2012. С. 269.
2. Кубанский календарь на 1901 год. Екатеринодар, 1901. С. 81.
3. ГКАУ «Государственный архив Ставропольского края». Ф. 135. Оп. 74. Д. 981.
Л. 9-10; ГКУ «Государственный архив Ставропольского края» (далее ГАКК). Ф.
Р-1519. Оп. 2. Д. 328. Л. 281; Православная церковь на Кубани в конце XVIII –
начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 702; Курганинские известия
9 июня 2016 г.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 328. Л. 1, 5.
5. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 3144. Л. 1-3; Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2. Д. 232. Л. 57-57-об.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 328. Л. 18-20.
8. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 328. Л. 21.
9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28;Оп. 2. Д. 328. Л.28-28-об.
10. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 304. Л. 57-59, 70; Д.
324. Л. 43-44; Д. 328. Л. 32-32-об.; Д. 328. Л. 30-31.
11. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 328. Л. 38, 58, 70, 256, 299.
12. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник /
сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. –
Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 267-268; Кубанский календарь на 1902 год.
Екатеринодар. 1902. С. 93; Кубанский календарь на 1907 год. Екатеринодар. 1907.
С. 78-79.
13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 329. Л. 2.
14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 329. Л. 15, 29, 55; Д.
338. Л. 24; Д. 445. Л. 122.
15. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 21-22-об.; Д.
329. Л. 36-37-об.; Д. 329. Л. 52, 53, 62, 63.
16. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник
документов. Краснодар, 2001. С. 699.
17. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник /
сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. –
Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 312; Кубанский календарь на 1916 г.
Екатеринодар. 1916. С. 186.
18. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 33; Оп. 2. Д. 330. Л. 12, 92.
19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 330. Л. 11-12; 77-81,
83.
20. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 330. Л. 74.
21. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 28-28-об., 54;
Д. 330. Л. 82-82-об.
22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 268. Л. 49-50-об.,
54-57.
23. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д.330. Л. 89-89-об.
24. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 330. Л. 99-99-об., 104, 105, 117.
25. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 330. Л. 123, 133-135, 155, 158, 161.
26. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник
документов. Краснодар, 2001. С. 708.
27. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост.
В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь:
Бюро новостей, 2012. С. 279-280.
28. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
29. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 14-14-об.
30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 436. Л. 11-13, 57.
31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Д. 289. Л. 38-39-об.; Д. 289. Л.
39-39-об., 42; Д. 329. Л. 52, 57, 58. Д. 436. Л. 18-20.
32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 329. Л. 11-12.
33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 436. Л. 60.
34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 436. Л. 63-65; 68-70, 73, 75, 77, 101, 106, 107,
109.
35. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник
документов. Краснодар, 2001. С. 709.
36. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник /
сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. –
Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 317; Кубанский календарь. на 1916 г.
Екатеринодар. 1916. С. 186.
37. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 1-2, 15.
38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 28-28-об., 54;
Д. 330. Л. 82-82-об.
39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 331. Л. 23-24.
40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 23-об.
41. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 21-22-об.; Д.
329. Л. 36-37-об.
42. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 398. Л. 54-54-об.
43. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 291. Л. 14-15-об.
44. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 38.
45. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2. Д. 233. Л. 82-82-об.; Д.
331. Л. 44.
46. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 295. Л. 42-42-об.; Д.
331. Л. 45.
47. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 56-60.
48. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 90.
49. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник
документов. Краснодар, 2001. С. 712.
50. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник /
сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. –
Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 296; Кубанский календарь на 1916 год.
Екатеринодар, 1916. С. 186.
51. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 6039. Л. 8-14.
52. Там же. С. 271; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С.
186.
53. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник
документов. Краснодар, 2001. С. 704.