Курганинское благочиние в советский период

 
 
 

Курганинское благочиние в советский период

Александр Бабич

Введение.

На территории современного Курганинского района Краснодарского края в период гитлеровской оккупации и после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. действовало всего 5 приходов, а именно, в станицах: Курганинской (с 1961 г. город Курганинск), Константиновской, Петропавловской, Родниковской и Темиргоевской. Храмы в станицах Воздвиженской и Михайловской в советское время не возобновлялись.
Настоящий очерк посвящен православным приходам, действовавшим на территории Курганинского благочиния Кубанской епархии в советский период.

§ 1. Храм во имя Вознесения Господня в г. Курганинске.

В 1857–1859 гг. в ст. Курганной Лабинского отдела Кубанской области, тщанием прихожан, была построена церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. Здание было деревянным, а колокола размещались на двух деревянных столбах под дощатой крышей.
В 1874 г., на средства прихожан, с добавлением средств Кубанского казачьего войска, была построена новая деревянная однопрестольная церковь, освященная 31 октября этого же года [1].
В начале ХХ века здесь служили священники Иоанн Алексеевич Перевозовский и Константин Иванович Руднев [2].
Однако уже в это время Казанская церковь не могла удовлетворять запросы православного населения ст. Курганной из-за малой вместительности и тесноты, поэтому, по проекту архитектора А.П. Косякина (1875-1919), в станице началось строительство нового храма, который фактически был готов уже к февралю 1916 года и освящен в мае этого же года [3].
В 1930-е годы храм был закрыт, колокола сняты, иконостас и церковная утварь разграблены, а здание приспособлено под хозяйственные нужды (за два года до войны его использовали как зернохранилище). В 1942 г. Вознесенский приход возобновил свою деятельность вначале как принадлежащий к обновленческой ориентации, однако уже 19 января 1944 г. приходская община ст. Курганной, собравшись на Богослужение в количестве 1500 человек, во главе с настоятелем протоиереем Димитрием Евсюковым, единодушно постановила присоединиться к Единой Апостольской (т.е. патриаршей) Церкви  и просить правящего епископа Фотия (Топиро) принять Вознесенский приход под свою юрисдикцию.
В соответствии с договором от 20 ноября 1944 г. церковное здание официально передается Вознесенской православной общине [4].
Несколько слов о настоятеле Вознесенского храма, возрождавшем приход в 1942 году: о. Димитрий Федорович Евсюков родился 8 ноября 1869 г. в ст. Ильинской Кавказского отдела Кубанской области; в 1888 г. окончил Кубанскую учительскую семинарию; в 1917 г. окончил экстерном духовную семинарию;  женат (по состоянию на 1913 год: жена Дария Павловна, 1877 г.р., дети: Евлампия, 1897 г.р., Валентина, 1899 г.р., Татиана, 1901 г.р. (обучались в Екатеринодарском епархиальном училище); Николай, 1903 г.р., обучался в Екатеринодарском духовном училище, Феодор, 1904 г.р., Мария 1907 г.р.); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; во время оккупации организовал приход и служил священником в ст. Курганной Краснодарского края.
Сведения о службе: 1 сентября 1888 г. был назначен учителем в министерское училище; 2 сентября 1897 г. определен на место диакона к Св.-Вознесенской церкви хут. Праздничного; 27 июня 1898 рукоположен во диаконы; 11 марта 1905 г. перемещен к Александро-Невской церкви ст. Новомалороссийской; 2 августа 1910 г. перемещен к Свято-Николаевской церкви той же станицы и до 1937 года служил – диаконом, а затем священником; с 1937 по 1941 гг. – на гражданской работе; с 1942 по 1952 гг. служил священником в ст. Курганной, затем был переведен в с. Белая Глина [5].
После ухода о. Димитрия, в октябре 1952 года, настоятелем храма назначен священник Иоанн Михайлович Бетьков.
Бетьков И.М. родился 26 апреля 1903 г. в с. Утевка Самарской губернии; русский; окончил 4 класса Самарского духовного училища и 2 класса Самарской духовной семинарии в 1918 г.; женат; в 1940 г. осужден гражданским судом г. Куйбышева за неуплату подоходного налога; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из г. Бузулука Чкаловской обл. в 1946 г.; во время оккупации служил диаконом в с. Кинель-Черкассы Куйбышевской области.
Сведения о службе: с 1919 г. – учитель начальной школы сел. Николаевка Самарской губернии; с 1920 г. занимался сельским хозяйством в семье отца в сел. Николаевке; с 1923 г. служил диаконом-хористом в Рождественской церкви в сел. Николаевка; с 1925 г. диакон Михаило-Архангельской церкви сел. Бобровка Куйбышевской области; с 1927 г. служил диаконом в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г. Куйбышеве; с 1930 г. – диакон Спасо-Преображенской церкви г. Куйбышева; с 1932 г. – диакон Петро-Павловской церкви г. Куйбышева; с 1937 г. – диакон Покровского собора г. Куйбышева; с 1940 г. – находился в заключении за неуплату налога; с 1942 г. – диакон Михаило-Архангельской и Свято-Вознесенской церквей в сел. Канель-Черкасы Куйбышевской области; с 1945 г. – диакон Свято-Георгиевской церкви в г. Краснодаре и священник Свято-Троицкой церкви в г. Бузулуке Чкаловской области; с 1946 г. – священник Свято-Троицкой церкви г. Краснодара; с 1947 г. – по 1950 г. — священник Свято-Успенской церкви в г. Кропоткине; перед назначением в ст. Курганную служил в г. Лабинске [6].
Вторым штатным священником в это же время в Вознесенском храме служил Александр Александрович Грачев, затем (с 1953 г.) – протоиерей Иаков Михайлович Христофоров. В феврале 1953 г. настоятелем был назначен Павел Андреевич Фоменко, служивший до этого в ст. Елизаветинской. О. Павел являлся уроженцем ст. Курганной (родился 1 марта 1888 г.) и выпускником Ставропольской духовной семинарии (окончил в 1908 г.). В обновленческом расколе не состоял, в период оккупации служил священником в ст. Новопластуновской [7].
С февраля 1954 г. настоятелем значился протоиерей Александр Алексеевич Покровский, а с марта 1955 г. – заштатный протоиерей Феодор Исидорович Сеглюк. Покровский А.А. родился в ст. Прочноокопской 18 августа 1882 г.; русский; в 1905 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации и до назначения в Вознесенский храм служил священником в ст. Белореченской [8].
С ноября 1955 г. настоятелем значился протоиерей Иоанн Михайлович Кондратов. О. Иоанн  родился 26 августа 1893 г. в сел. Средний Егорлык Ставропольской губернии; русский; в 1914 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию по 1-му разряду; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1932 г.; в Краснодарский край прибыл из Грузии в 1945 г.
Сведения о службе: с 1914 г. служил священником Св. Никольского храма Ставропольской губернии; с 1915 г. – в Свято-Михайло-Архангельской церкви с. Н-Михайловского Ставропольской губернии; с 1918 г. – в Свято-Георгиевской церкви г. Ставрополя; с 1919 г. – в Свято-Никольской церкви хут. Атарщикова Кубанской области; с 1922 г. – протоиереем в Казанской церкви ст. Курганной Кубано-Черноморской области; с 1923 г. в Свято-Успенском соборе г. Майкопа; с 1930 г. в Свято-Преображенской церкви с. Хоста; с 1931 г. – временно исполняющим обязанности псаломщика в Свято-Михайло-Архангельском соборе г. Сочи; с 1932 г. служил протоиереем в Свято-Никольской церкви г. Сухуми; с 1937 г. охранял консервный завод в г. Сухуми, затем служил счетоводом аптечного склада; с декабря 1942 г. на службе в РККА в г. Сухуми; с 1943 г. протоиерей Ильинской и Георгиевской церквей сел. Гаврда; с августа 1945 г. – Преображенской церкви ст. Брюховецкой; с октября 1945 г. – в Покровской церкви ст. Новотитаровской; с февраля 1946 г. – в Вознесенской церкви ст. Тимашевской; с ноября 1950 г. – в Сергиевском молитвенном доме ст. Усть-Лабинской; с августа 1953 г. – в Свято-Михайло-Архангельском соборе г. Сочи; с июля 1954 г. – в Свято-Успенском соборе ст. Белореченской [9].
С января 1956 года место настоятеля занял священник Вадим Яковлевич Гришин, с июня этого же года – бывший второштатный священник Покровского собора г. Кропоткина Николай Федорович Гетман.
О. Николай родился 6 декабря 1918 г. в ст. Брюховецкой Кубанской области; русский; в 1932 г. в г. Боржоми Грузинской ССР окончил 7 классов НСШ; в 1940 г. окончил бухгалтерские курсы; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил в РККА, [воинское звание] старшина.
Награды: в 1951 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном награжден набедренником.
Сведения о службе: с 1932 г. служил псаломщиком в г. Боржоми Грузинской ССР; с 1936 г. – псаломщиком в г. Гори; с 1937 г. – счетовод-калькулятор в Абазтуманском Союзкурортснабторге в г. Абазтумани; с 1938 г. – заведующий столом заказов издательства газеты «За коммуну» в г. Кропоткине Краснодарского края; с 1940 г. — бухгалтером Ж.Д. Орс. в г. Красноводске Татарской ССР; с 1941 по 1946 гг. служил в РККА в звании старшины; с 1946 г. служил иподиаконом в Свято-Екатерининском Кафедральном соборе г. Краснодара; с 30 марта 1947 г. рукоположен в сан диакона и назначен псаломщиком в молитвенный дом ст. Кущевской Краснодарского края; 26 марта 1950 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Свято-Георгиевской церкви ст. Казанской Кавказского района, в которой служил до сентября 1952 г., с 16 сентября священник собора в г. Кропоткине. 5 июня назначен настоятелем Свято-Вознесенкой церкви г. Курганинска и благочинным Курганинского округа [10].
С марта 1965 г. настоятелем Вознесенской церкви г. Курганинска становится протоиерей Филипп Васильевич Старун; с февраля 1971 г. — священник Евгений Стефанович Бондаренко, а с декабря этого же года священник Владимир Иванович Есипенко. 1 октября 1986 г. настоятелем назначен священник Валерий Сергеевич Коваленко; 5 июля 1990 г. — священник Сергей Иванович Сидоров  [11].
Как видно из вышеприведенных фактов, Вознесенская церковь в 1960-е годы не закрывалась и продолжает действовать в настоящее время, представляя собой один из великолепных памятников храмового зодчества Кубани.

§ 2. Молитвенный дом во имя Михаила Архангела
в станице Константиновской.

Михаило-Архангельская церковь в ст. Константиновской Кубанской области была построена тщанием прихожан в 1850 году. Первоначально здание было деревянным, на таком же фундаменте, покрытое соломой. Колокола размещались на деревянных столбах. В 1886 г. отставной унтер-офицер Иван Иванович Сафронов «самолично отлил для церкви колокол весом в 103 пуда». 1 ноября 1886 г. этот колокол был  повешен в церковной ограде на столбах и освящен.
В 1871 г. на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан построена и в том же году освящена новая деревянная церковь, располагавшаяся на каменном фундаменте, с трехэтажной колокольней, однако 12 апреля 1894 г. церковь сгорела, после чего в 1896 г. началось строительство новой, построенной тщанием прихожан в 1901 г. На этот раз здание было кирпичным с такой же колокольней в одной связи с церковью.
В начале ХХ века здесь служили священники о. Григорий Воинов и о. Михаил Жабин [12].
В 1932 г. Михаило-Архангельская церковь была закрыта. Через 10 лет богослужения в ст. Константиновской возобновились в здании бывшей церковно-приходской школы. В связи с тем, что назначения священников, производимые правящим епископом в период гитлеровской оккупации считались недействительными, 11 ноября 1943 г. православная община Михаило-Архангельского молитвенного дома, относящаяся к  патриаршей ориентации, была официально зарегистрирована органами советской власти (решением Курганинского райисполкома, протокол № 20, п. 9).
Настоятелем общины на момент регистрации в 1943 г. значился священник Петр Исидорович Горбачев.  О. Петр родился 19 декабря 1886 г. в с. Новокубанском Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1899 г. окончил курс одноклассной церковно-приходской школы; в 1904 г. окончил курс двухклассной учительской школы; женат, имел дочь и 3 сестры; осужден в 1937 г. по ст. 169; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 году.
Сведения о службе: до 1937 года служил диаконом, затем священником; с 1937 по 1942 гг. – находился в заключении; с 1943 г. – священник, служил в ст. Константиновской; по состоянию на 1952 год служил в ст. Родниковской Курганинского района [13].
30 июня 1947 г. исполком Константиновского сельсовета принял решение (протокол № 27, п. 20) о расторжении договора с православной общиной на занимаемое ею церковное здание. В решение упоминалось, что здание, занятое молитвенным домом в ст. Константиновской до 1918 года принадлежало церковно-приходской школе, с 1918 по 1943 гг. было занято средней школой под пионерские комнаты и школьную библиотеку. В период немецкой оккупации здание было занято общиной верующих под молитвенный дом; в нем проведена внутренняя перестройка и ремонт.
В дальнейшем общине пришлось оставить это здание. Известно, что в 1955 г. был заключен договор аренды, по которому община арендовала под молитвенный дом, сроком на пять лет, у сельского совета здание на углу улиц Курганной и Почтовой, 7. Здание было деревянным, «покрытым дранью».
С октября 1950 г. настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома становится священник Иоанн Андреевич Костенко. О. Иоанн родился 5 января 1884 г. в Слободе Ольшана Лебединского уезда Харьковской губернии, украинец; в  1901 г. окончил 6 классов Купянской мужской гимназии и богословские курсы при Харьковском епархиальном управлении; в 1922 г. окончил бухгалтерские курсы, вдов; не судим, в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации жил в с. Новоблагодарном Ставропольского края, работал в колхозе счетоводом.
Сведения о службе: с 1901 по 1905 гг. служил псаломщиком по месту рождения; с 1905 по 1918 гг. служил в Русской Императорской армии; с 1919 по 1925 г. служил в РККА; с 1925 по 1943 гг. служил в гражданских учреждения г. Ставрополя; с 1943 по 1947 гг. служил псаломщиком в ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края; 10 октября 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен в ст. Упорную Краснодарского края; с октября 1950 г. служил настоятелем Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской Курганинского района; с декабря 1959 г. служил в ст. Чамлыкской [14].
С сентября 1953 г. настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома состоял священник Макарий Максимович Павленко. О. Макарий родился 25 июля 1888 г. в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; украинец; в 1901 г. окончил начальную земскую школу; женат (жена Павленко Наталия Ивановна, 1889 года рождения; дочь Павленко Мария Макаровна, 1921 года рождения; сын Павленко Алексей Макарович, 1923 года рождения; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из села Ивановка Днепропетровской области в 1939г.; во время оккупации жил в с. Коноково Успенского района, работал  плотником в колхозе им. Ленина.
Сведения о службе: до 1916 г. занимался сельским хозяйством и преподавал пение и музыку в училище (школе) в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; с 1916 г. призван по мобилизации в действующую армию; с 1918 г. работал председателем Ревизионной комиссии кредитного товарищества; с 1921 г. служил псаломщиком в сел. Копани Васильковского уезда Екатеринославской губернии; с 1924 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Ивановке Днепропетровской области; с 1926 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Большая Михайловка Запорожской области, затем диаконом; с 1930 г. работал преподавателем пения и музыки в школах сел. Ивановка Днепропетровской области; с 1933 г. работал раздатчиком вагонного участка станции Иловайское на Донбассе; с 1937 работал преподавателем пения и музыки в начальной школе в поселке Стрелка Темрюкского района Краснодарского края; с 1939 г. работал преподавателем пения и музыки в сел. Коноково Успенского района Краснодарского края; с 1942 г. работал плотником и пастухом в колхозе им. Ленина в сел. Коноково Успенского района; с 1944 г. служил псаломщиком-регентом в церковь Рождества Пресвятой Богородицы сел. Коноково Успенского района; затем был рукоположен в сан священника и в октябре 1945 г. назначен настоятелем в Свято-Покровский молитвенный дом ст. Черниговской Рязанского района; в 1946 г. перемещен в молитвенный дом Архидиакона Стефана ст. Новокорсунской Тимашевского района; в 1949 г. – в Свято-Михайло-Архангельский молитвенный дом сел. Ванновского Тбилисского района; с 1951 г. – перемещен в Свято-Казанский молитвенный дом ст. Темиргоевской.
С декабря 1954 г. в молитвенном доме ст. Константиновской недолго прослужил священник Василий Спиридонович Таченков, 1910 года рождения, а с мая 1955 г. настоятелем вновь стал Иоанн Костенко, которого в ноябре 1956 г. сменил Димитрий Андреевич Нарыжняк, а в июне 1958 г. священник Алексей Дионисиевич Панков.
В ходе антирелигиозной компании, развернутой Н.С. Хрущевым в конце 1950-х – начале 1960-х годов и в соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 16 августа 1960 г. (протокол № 10) православная община в ст. Константиновской Курганинского района Краснодарского края была снята с регистрации, а приход закрыт [15].
В советское время деятельность молитвенного дома в ст. Константиновской более не возобновлялась, однако к концу ХХ века, в 1998 году, в станице был освящен храм во имя Архангела Михаила в реконструированном здании, который и в настоящее время является действующим [16].

§ 3. Молитвенный дом во имя Святителя Димитрия
Ростовского Чудотворца в станице Петропавловской.

До революции в ст. Петропавловской действовало две церкви: во имя первоапостолов Петра и Павла (Петропавловская) и во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца (Свято-Димитриевская).
Деревянное здание Петропавловской церкви было построено в 1846 г. «тщанием прихожан». В 1866 г., в связи с ветхостью церкви, на средства Кубанского казачьего войска, с добавлением средств прихожан, начато строительство новой церкви, которая была освящена в 1869 г. Здание церкви было деревянным с такою же деревянной колокольней. В 1885 г. церковь была отремонтирована, а купол и алтарь расписаны сюжетами из Священного Писания.
В 1906 году, на средства прихожан, с добавлением миссионерских средств в станице построена Свято-Димитриевская церковь. Здание церкви было кирпичным, на таком же фундаменте, с колокольней на четырех деревянных столбах, стоящих отдельно от церкви.
В начале ХХ в., в предреволюционное лихолетье, в ст. Петропавловской служили священники: Василий Наседкин, Петр Золотов и Николай Руднев [17].
В 1935 году Свято-Димитриевская церковь была закрыта, а в следующем году переоборудована под общеобразовательную школу. 20 сентября 1942, в период гитлеровской оккупации, в ст. Петропавловской, по инициативе священника Александра Георгиевича Глазко, организована православная община обновленческой ориентации, позднее (в 1944 г.) перешедшая под юрисдикцию Патриарха Московского и Всея Руси Сергия (Страгородского).
Протоиерей Александр Глазко родился 1 сентября 1889 г. в с. Малая Джалга Благодарненского уезда Ставропольской губернии; русский; в 1917 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; прибыл в Краснодарский край из г. Моздока в 1941 г.; во время оккупации организовал православную общину в ст. Петропавловской и служил священником.
Сведения о службе: после окончания духовной семинарии служил диаконом, затем священником; с 1937 по 1941 годы — на гражданской работе; в сентябре 1942 г. организовал приход в ст. Петропавловской и служил настоятелем в Свято-Димитриевской церкви; с 1952 г. – служил в ст. Отрадной [18].
В октябре 1942 г., в ст. Петропавловской был открыт еще один православный приход патриаршей ориентации, приход возглавил иеромонах Сосипатр (в миру Степан Миронович Сиваш). С.М. Сиваш родился 25 марта 1873 г. в с. Петропавловка Бердянского уезда Таврической губернии;  русский; в 1889 г. окончил 5 классов земского училища; холост; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл в 1935 г. из г. Тифлиса; во время оккупации служил священником в ст. Петропавловской Темиргоевского (Курганинского) района Краснодарского края.
В 1951 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном награжден наперсным крестом.
Сведения о службе: с 1901 по 1924 гг. находился в Ново-Афонском монастыре Сухумской епархии, в начале послушником, затем монахом, после чего был рукоположен в сан иеродиакона; в 1921 г. рукоположен в сан иеромонаха Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским); с 1924 по 1930 гг., после закрытия монастыря, жил в лесу в Сухумском округе и занимался пчеловодством; с 1930 г. жил в г. Тифлисе, работал чернорабочим; в 1935 г. переехал в г. Краснодар и поступил сторожем на мебельную («стульную») фабрику имени В.М. Молотова; с 1937 г. работал сторожем в Краснодарсельхозснабе; в октябре 1942 г. назначен священником в ст. Петропавловскую, где служил до начала февраля 1953 г. [19].
30 июня 1949 г. Краснодарский крайисполком принял решение № 953 (протокол № 25) «учитывая, что в станице Петропавловской имеется еще одна зарегистрированная община Русской Православной Церкви, которая пользуется зданием церкви и имеет возможность обслужить верующих всей станицы, снять с регистрации Петропавловскую общину, занимающую школьное здание» [20].
3 февраля 1953 г. иеромонах Сосипатр оставил должность настоятеля Свято-Димитриевского молитвенного дома и на его место был назначен протоиерей Леонид Александрович Чернецкий; с июля этого же года – настоятелем значился священник Григорий Иванович Соломенный, а с сентября – Павел Петрович Танцюра.
Чернецкий Леонид Александрович; протоиерей; родился 18 июня 1898 г. в с. Таужне Балтского уезда Подольской губернии (Украина); украинец; в 1918 г. окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию; женат (жена Александра Федоровна Березовская); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил священником в ст. Темиргоевской.
Награды: в 1945 г. награжден наперсным крестом; в 1951 г. – саном протоиерея.
Сведения о службе: с 1919 по 1922 гг. работал делопроизводителем лесного подотдела Балтского земотдела Украинской ССР; 15 февраля 1923 г. рукоположен в сан священника к храму г. Бершади Винницкой области (Украина); в июле 1923 г. перемещен на должность настоятеля в сел. Голдашевку Винницкой области; в августе 1927 г. перемещен в с. Лесничевку Балтского района Одесской области; в июне 1931 г. вышел за штат; работал завскладом и бухгалтером; на военно-строительных работах до 1934 г.; с 1935 г. состоял в должности старшего бухгалтера консервного завода им. 1-го Мая в г. Тирасполе Молдавской ССР; с 1937 г. занимал должность ревизора Наркомата Местной Промышленности Молдавской ССР; с 1939 г. работал главным бухгалтером кирпичного завода г. Тирасполя; 16 июля 1941 г. эвакуировался в Краснодарский край в связи с немецкой оккупацией, работал здесь с сентября 1941 г. по апрель 1942 г. бухгалтером в колхозе «Красный Партизан» в ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с апреля 1942 г. инструктором-бухгалтером Темиргоевского райфо; затем вновь эвакуировался, в связи с немецким наступлением на Кавказ, но попал в окружение и вернулся в ст. Темиргоевскую; в октябре 1942 г. занял должность священника при молитвенном доме ст. Темиргоевской; 5 марта 1945 г. назначен настоятелем в молитвенный дом ст. Приморско-Ахтарской и благочинным в этом округе; затем перемещен на должность 2-го священника Свято-Георгиевского храма г. Краснодара; 17 октября 1947 г. перемещен на должность настоятеля молитвенного дома ст. Ленинградской с одновременным исполнением обязанностей благочинного, где служил до февраля 1951 г.; с 1951 по 1953 – в г. Ап-шеронске; с февраля 1953 г. – в ст. Петропавловской Курганинского района [21].
Соломенный Григорий Иванович, священник, родился 3 апреля 1901 г. в  ст. Петровской Темрюкского отдела Кубанской области; русский; окончил двухклассное училище в ст. Петровской; в 1931 г. окончил Краснодарский музыкальный техникум; женат; не судим; в обновленческом расколе не со-стоял; во время оккупации находился в рядах РККА, служил в г. Моздоке музыкантом.
Сведения о службе: с 1918 г. работал в ст. Славянской в редакции газеты переплетчиком; с 1920 г. служил в РККА в г. Минске; с 1924 г. в г. Минске учился на псаломщика; с 1926 г. служил псаломщиком в ст. Петровской Северо-Кавказского края; с 1928 г. учился в музыкальном техникуме г. Краснодара; с 1931 г. служил псаломщиком в г. Темрюке; с 1932 г. в той же должности в ст. Старонижестеблиевской; с 1933 г. переведен в г. Краснодар к Успенской церкви; с 1935 г. преподавал в средней школе ст. Крымской; с 1937 по 1943 гг. служил в РККА; с 1943 по болезни не работал; с 1944 г. работал преподавателем в педагогическом училище ст. Усть-Лабинской; с 1950 г. служил священником в станицах: Нижегородской, Передовой, Попутной, Петропавловской; со 2 ноября 1953 г. по март 1957 г. служил настоятелем Свято-Покровского молитвенного дома в ст. Федоровской Абинского района Краснодарского края [22].
Танцюра Павел Петрович, священник, род. 28 июня 1903 г. в ст. Ах-тырской Таманского отдела Кубанской области; русский; в 1918 г. окончил Екатеринодарское духовное училище; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г.; во время оккупации служил священником в ст. Малотенгинской Отрадненского района Краснодарского края.
Сведения о службе: с 1920 по 1921 служил рядовым в РККА; в 1921 г. прослушал педагогические курсы в ст. Полтавской Кубано-Черноморской области, затем служил учителем начальной школы в ст. Ахтырской; с 1922 г. служил псаломщиком и диаконом в ст. Ахтырской; с 1929 г. – счетоводом в ст. Черниговской; с 1932 г. – учитель и инспектор рабфо в ст. Зеленчукской Ставропольского края; с 1942 г. – служил в РККА в ст. Прохладной Ставропольского края и г. Ростове-на-Дону; с 1943 г. – священником Свято-Покровской церкви ст. Малотенгинской Отрадненского района; с 1945 г. – в Рождество-Богородицкой церкви ст. Отрадной; с 1948 г. – в Свято-Георгиевской церкви ст. Подгорной Спокойненского района; с 1951 г. – в Свято-Николаевской церкви ст. Спокойной; с сентября 1953 г. – в Свято-Димитриевском молитвенном доме ст. Петропавловской [23].
В марте 1959 г. настоятелем Свято-Димитриевского молитвенного дома был назначен священник Григорий Дмитриевич Паршинцев, а 24 апреля этого же года постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви церковное здание было отнято у Петропавловской православной общины и передано средней общеобразовательной школе под учебно-производственные мастерские, на том основании, что церковь была закрыта «по решению схода граждан» в 1935 году, после чего здание переоборудовали под школу.
В ноябре 1960 года община, во главе со священником Григорием Паршинцевым перебирается в новое здание, представлявшее собой рубленый дом с железной кровлей, размером 89 м;, расположенный по ул. Сталина (позднее ул. Гагарина), 158. По договору от 2 декабря 1974 г. Свято-Димитриевской православной общине было передано в пользование деревянное молитвенное здание с деревянной оградой по ул. Гагарина, 176 [24].
В феврале 1971 г. настоятелем Свято-Димитриевского молитвенного дома становится священник Александр Петрович Атьман; с 4 марта 1974 г. – протоиерей Иоанн Павлович Пономарев, 1927 года рождения, уроженец села Куликовки Воронежской области; русский; в сан иерея рукоположен в 1958 г. 10 февраля 1981 г. настоятелем Димитриевского молитвенного дома становится священник Валентин Васильевич Голиковский; 15 апреля 1981 г. – священник Николай Евгеньевич Петрук; 10 июня этого же года – протоиерей Александр Григорьевич Оборин [25].
24 ноября 1990 г. в ст. Петропавловской, по ул. Красной, 1, в реконструированном под церковь здании, был освящен Свято-Димитриевский храм [26].

§ 4. Церковь во имя Косьмы и Дамиана
в станице Родниковской.

Космодамиановская церковь в ст. Родниковской Кубанской области построена тщанием прихожан в 1859 г. Здание было деревянным, покрытым камышом. В 1861 г. на средства Кубанского казачьего войска (9000 руб.) с добавлением средств прихожан начато строительство новой церкви, построенной в 1863 г. и освященной 2 ноября 1864 г. Здание было деревянным, на каменном фундаменте, с такой же колокольней и железной оградой. В 1886 г. церковный староста казак Трофим Новиков с помощью благотворителей из прихожан пожертвовал в церковь икону славянских первоучителей Кирилла и Мефодия и киот к ней, а казачка из местечка Старые Секанары Полтавской губернии, Мария Волкова, временно проживавшая в станице Родниковской, пожертвовала в церковь икону Богоматери, киот для которой устроил церковный староста [27].
Накануне революционных событий 1917 года в храме служили священники Евстафий Орлов и Алексей Левицкий [28].
В 1921 году настоятелем Космодамиановской церкви ст. Родниковской назначается священник (впоследствии протоиерей) Александр Николаевич Безсонов.
Безсонов А.Н. родился 10 августа 1885 г. в ст. Приближной Терской области; русский; образование среднее; в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации находился в г. Краснодаре, жил у брата; с сентября 1942 г. служил священником в молитвенном доме ст. Усть-Лабинской.
Сведения о службе: с 21 ноября 1906 г. служил диаконом в ст. Дмитриевской Кавказского отдела Кубанской области; с 1907 г. служил настоятелем церкви в ст. Фонталовской Таманского отдела Кубанской области; с 1916 г. – законоучителем Гиагинской гимназии; с 1921 г. — настоятелем церкви ст. Родниковской Кубано-Черноморской области; с 1927 г. — благочинным и настоятелем церкви сел. Успенского Армавирского округа Северо-Кавказского края; с 1929 г. – настоятелем церкви сел. Ольгинского Невинномысского района Северо-Кавказского края; с 1930 г. – благочинным и настоятелем церкви сел. Казьминского Невинномысского района; с 1931 г. — настоятелем собора в гор. Армавире; с 1932 г. – настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Майкопа; с 1933 г. – благочинным и настоятелем церкви в ст. Удобной Отрадненского района Северо-Кавказского края; с 1934 г. – благочинным и настоятелем церкви ст. Отрадной Азово-Черноморского края; с 1936 г. — благочинным в гор. Обояни Курской области; с 1937 г. – настоятелем собора г. Белгорода Курской области; с 1938 г. – благочинным и настоятелем церкви г. Курска; с 1939 г. – настоятелем церкви ст. Славянской Краснодарского края; с 1940 г. – настоятелем церкви г. Новороссийска; с 1944 г. – настоятелем церкви ст. Апшеронской. По состоянию на 1952 г. служил в Свято-Успенской церкви г. Лабинска [29].
В декабре 1936 г. Косьмодамиановская церковь в ст. Родниковской была закрыта и переоборудована под сельский клуб, однако в сентябре 1942 года сельский клуб был вновь занят верующими и Богослужения возобновились. В это время в храме ст. Родниковской служил иеромонах Тихон Катасонов, о котором известно, что после окончания оккупации станицы он ушел вместе с гитлеровцами. После освобождения ст. Родниковской, в феврале 1943 г., по приглашению православного населения настоятелем станичной церкви становится священник Александр Стефанович Фигуровский.
Фигуровский А.С. родился в 1867 г. в ст. Каладжинской Кубанской области. В 1880 году окончил Ставропольское духовное училище и с 16 августа этого же года по 23 ноября 1884 г. воспитывался при дворе Епископа Кавказского и Ставропольского Германа. 23 ноября 1884 г. назначен псаломщиком к церкви села Филипповского Кубанской области; в июле 1885  перемещен в ст. Новорождественскую; в декабре 1886 г. – в ст. Упорную, где с января 1887 по май  1892 г. состоял учителем церковно-приходской школы; в июне 1896 г. перемещен в ст. Лабинскую. В марте 1901 г. принят на службу в Грузинскую епархию и назначен священником и учителем к церкви села Хорошего Карской области. 9 мая этого же года рукоположен Экзархом Грузии Архиепископом Флавианом во диаконы, а 10 мая во иереи к Троицкой церкви села Хорошего, где служил до апреля 1905 г., после чего вернулся в Кубанскую область и назначен священником к церкви ст. Кабардинской, а в 1920 году был назначен священником к церкви ст. Родниковской. 24 мая 1928 г., работая на пасеке ст. Кабардинской был арестован ОГПУ и препровожден в г. Майкоп, где окружным судом был приговорен по ст. 58. П. 10 к 3 годам заключения, которые отбывал в г. Майкопе и Новочеркасске. В 1931 г. был освобожден в ст. Лабинской, на иждивении детей. Там же проживал и во время оккупации.
В составе семьи были: жена (умерла в 1926 г.), сын Алексей (1908-1928), сын Георгий, бухгалтер, в марте 1942 г. мобилизован в действующую армию и пропал без вести; дочь Надежда, бухгалтер [30].
В марте 1946 г., после смерти священника А.С. Фигуровского (точная дата смерти не установлена), настоятелем церкви становится священник Дмитрий Нарыжняк.
Дмитрий Андреевич Нарыжняк родился род. 15.11.1883 г. в ст. Нововеличковской Екатеринодарского отдела Кубанской области; русский; в 1902 г. окончил Екатеринодарское духовное училище; женат (жена Пелагея Зиновьевна); в 1938 г. осужден по ст. 107-а на 5 лет; по кассационной жалобе досрочно освобожден Верховным судом РСФСР (г. Москва); был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г.; во время оккупации жил в с. Натырбово Кошехабльского района.
Сведения о службе: с 20 сентября 1902 г. состоял псаломщиком в хут. Грязнушенском Лабинского отдела Кубанской области; с 1908 г. – в ст. Барсуковской Лабинского отдела Кубанской области; 29 августа 1918 г. рукоположен в сан диакона к церкви ст. Барсуковской; с 30 августа 1918 г. служил диаконом в ст. Платнировской Кавказского отдела Кубанской области; с 15 сентября 1921 г. служил священником в ст. Удобной Кубано-Черноморской области; с 1 августа 1922 г. – в ст. Спокойной; с 10 сентября 1929 г. – в ст. Кавказской Северо-Кавказского края; с 10 августа 1931 г. – в ст. Дондуковской Гиагинского района; затем в ст. Тульской. 28 сентября 1938 г. Тульским народным судом осужден по ст. 107 и лишен свободы на 5 лет. По кассационной жалобе перед Верховным судом РСФСР досрочно освобожден из заключения при Майкопской ИТК 31 мая 1940 г. С 25 июня 1940 г. работал сторожем в артели инвалидов в г. Майкопе; с 10 октября 1942 г. служил священником в хут. Сухая Балка Гиагинского района Адыгейской АО Краснодарского края, затем в с. Натырбово Кошехабльского района; с марта 1946 г. – в ст. Родниковской Курганинского района; с 23 августа 1947 г. – в ст. Дондуковской Гиагинского района.  По состоянию на 1952 г. служил в с. Выселки Выселковского района; в ноябре 1956 г. назначен настоятелем Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома ст. Константиновской Курганинского района; умер не позднее 11 июля 1958 г. [31]. 
С августа 1947 г. настоятелем церкви в ст. Родниковской состоял Петр Исидорович Горбачев. П.И. Горбачев родился 19 декабря 1886 г. в с. Новокубанском Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1899 г. окончил курс одноклассной церковно-приходской школы; в 1904 г. окончил курс двухклассной учительской школы; женат, имел дочь и 3 сестры; осужден в 1937 г. по ст. 169; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 году.
Сведения о службе: до 1937 года – диакон, священник; с 1937 по 1943 гг. – в заключении, а затем, с 1943 г. по 1952 г. служил священником, вначале в ст. Константиновской, а затем (по состоянию на 1952 год) – в ст. Родниковской Курганинского района [32].
15 апреля 1953 г. Совет по делам Русской Православной Церкви постановил «изъять» здание Космодамиановской церкви у православной общины ст. Родниковской [33].
В августе 1954 года в станичную церковь, в которой на тот момент не было священнослужителя, был направлен сроком на один месяц священник Михаил Гаврик, с условием совершать Богослужения в храме до момента оборудования нового здания, в которое должна была перебраться со временем община. Присланный священник совершал Литургию и объяснял верующим цель своего приезда, неоднократно заявляя в течение месяца, что это здание необходимо освободить, а общину юридически оформить, так как из членов церковного совета остался только один человек, а из членов двадцатки – меньше половины.
Однако группа верующих станицы Родниковской, которая с мая 1953 г. производила моления в храме и совершала требы, не имея на то благословение правящего Архиерея, отказалась покинуть церковное здание, заявив, что все они скорее умрут, нежели отдадут храм на поругание. В ответ на это Архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген предложил верующим 15 июня 1954 г. перейти в другое здание, освободив старое и передав его в распоряжение местного Совета, после чего в приход будет назначен священник. В противном случае, община будет исключена из списка приходов Краснодарской епархии.
В результате этих событий, в мае 1955 г. настоятелем Косьмодамиановского прихода ст. Родниковской назначен священник Петр Григорьевич Костенко, 1927 года рождения, уроженец ст. Троицкой Славянского района, окончивший  в 1949 году 2 класса Ставропольской духовной семинарии. В июне 1955 г. был зарегистрирован новый состав приходского совета в лице Дикого Андрея Павловича, Калининой Марии Николаевны, Жигальцовой Ирины Петровны, Шляхтиной Марии Гавриловны и Зайцевой Екатерины Платоновны. При этом община получила здание для молитвенного дома, расположенного по ул. Карла Маркса, 81, на правах долгосрочной аренды. 
В июне 1956 г. настоятелем прихода становится священник Старченко Никита Евфимиевич; с февраля 1959 г. – протоиерей Волконович Александр Иванович, с октября этого же года – священник Феодор Матвеевич Новицкий, а с мая 1960 г. – протоиерей Андрей Григорьевич Матвеев.
По договору от 5 ноября 1960 г. приход получил новые здания по ул. К. Маркса, 33 (рубленый дом с железной кровлей, размером 90 м; и каменный дом размером 35 м;) [34].
В начале 1960-х годов (не ранее 1962 г.) молитвенный дом был закрыт (точная дата не установлена). 10 мая 1993 г. приход восстановлен в реконструированном здании по ул. К. Маркса, 61 [35].

§ 5. Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери
в станице Темиргоевской

Казанская церковь в ст. Темиргоевской построена на средства Кубанского казачьего войска в 1855 г. (14000 рублей, в том числе 9000 руб. из войсковых сумм). Освящена 21 июля 1856 г. Здание деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней. Имеются косвенные сведения о том, что приход существовал с 1843 г.
В предреволюционный период здесь служили священники Николай Иоаннович Безсонов и Алексей Ястребов [36].
Казанский приход действовал до 1935 года, затем был закрыт, а здание церкви разрушено. Часть лесоматериалов разрушенной церкви пошла на строительство клуба.
В период гитлеровской оккупации (с октября 1942 г.) православный приход в ст. Темиргоевской вновь начал действовать, возможно, в здании станичного клуба. 1 декабря 1944 г. приход был перемещен в другое «деревянное оштукатуренное» здание, расположенное по ул. Пролетарской, д. 34 [37].
Настоятелем прихода служил священник (с 1951 г. протоиерей) Леонид Чернецкий.
Леонид Александрович Чернецкий родился 18 июня 1898 г. в с. Таужне Балтского уезда Подольской губернии (Украина); украинец; в 1918 г. окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию; женат (жена Александра Федоровна Березовская); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил священником в ст. Темиргоевской. В 1945 г. награжден наперсным крестом; в 1951 г. – саном протоиерея.
Сведения о службе: с 1919 по 1922 гг. работал делопроизводителем лесного подотдела Балтского земотдела Украинской ССР; 15 февраля 1923 г. рукоположен в сан священника к храму г. Бершади Винницкой области (Украина); в июле 1923 г. перемещен на должность настоятеля в сел. Голдашевку Винницкой области; в августе 1927 г. перемещен в с. Лесничевку Балтского района Одесской области; в июне 1931 г. вышел за штат; работал завскладом и бухгалтером; на военно-строительных работах до 1934 г.; с 1935 г. состоял в должности старшего бухгалтера консервного завода им. 1-го Мая в г. Тирасполе Молдавской ССР; с 1937 г. занимал должность ревизора Наркомата Местной Промышленности Молдавской ССР; с 1939 г. работал главным бухгалтером кирпичного завода г. Тирасполя; 16 июля 1941 г. эвакуировался в Краснодарский край в связи с немецкой оккупацией, работал здесь с сентября 1941 г. по апрель 1942 г. бухгалтером в колхозе «Красный Партизан» в ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с апреля 1942 г. инструктором-бухгалтером Темиргоевского райфо; затем вновь эвакуировался в связи с немецким наступлением на Кавказ, но попал в окружение и вернулся в ст. Темиргоевскую; в октябре 1942 г. занял должность священника при молитвенном доме ст. Темиргоевской; 5 марта 1945 г. назначен настоятелем в молитвенный дом ст. Приморско-Ахтарской и благочинным в этом округе; затем перемещен на должность 2-го священника Свято-Георгиевского храма г. Краснодара; 17 октября 1947 г. перемещен на должность настоятеля молитвенного дома ст. Ленинградской с одновременным исполнением обязанностей благочинного, где служил до февраля 1951 г.; с 1951 по 1953 – в г. Апшеронске; с февраля 1953 г. – в ст. Петропавловской Курганинского района [38].
В 1946 г. настоятелем Казанского молитвенного дома становится протоиерей Иоанн Москалев.
Иван Алексеевич Москалев, родился 28 августа 1882 г. в с. Плоском Тамбовской губернии; русский; в 1903 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию по 1-му разряду, женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Сталинградской области.
Сведения о службе: до 1937 года – псаломщик, диакон, священник; с 1937 по 1942 гг. – на гражданской работе; с 1942 г. — священник;  с 1946 г. настоятель Казанской церкви в ст. Темиргоевской. По состоянию на 1952 год служил в ст. Пашковской Пашковского района [39].
При Иоанне Москалеве был избран новый церковный совет, членами ревизионной комиссии стали Стрянин Павел Иванович (председатель), Добрынина Екатерина Дмитриевна и Дедюк Василий Акимович. Приход в это время значительно укрепился, прихожане совершили множество пожертвований на храм, в том числе: два занавеса на царские врата, шали, платки, ковры, скатерти, полотенца и др. Накопление в кассе прихода составило 31 000 руб. [40].
С 1951 г. в Казанском молитвенном доме служил священник Макарий Павленко.
Макарий Максимович Павленко, священник; родился 25 июля 1888 г. в сел. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; украинец; в 1901 г. окончил начальную земскую школу; женат (жена Павленко Наталия Ивановна, 1889 года рождения; дочь Павленко Мария Макаровна, 1921 года рождения; сын Павленко Алексей Макарович, 1923 года рождения); не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из села Ивановка Днепропетровской области в 1939г.; во время оккупации жил в с. Коноково Успенского района, работал в плотником в колхозе им. Ленина.
Сведения о службе: до 1916 г. занимался сельским хозяйством и преподавал пение и музыку в училище (школе) в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; с 1916 г. призван по мобилизации в действующую армию; с 1918 г. работал председателем Ревизионной комиссии кредитного товарищества; с 1921 г. служил псаломщиком в сел. Копани Васильковского уезда Екатеринослаской губернии; с 1924 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Ивановке Днепропетровской области; с 1926 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Большая Михайловка Запорожской области, затем диаконом; с 1930 г. работал преподавателем пения и музыки в школах сел. Ивановка Днепропетровской области; с 1933 г. работал раздатчиком вагонного участка станции Иловайское на Донбассе; с 1937 работал преподавателем пения и музыки в начальной школе в поселке Стрелка Темрюкского района Краснодарского края; с 1939 г. работал преподавателем пения и музыки в сел. Коноково Успенского района Краснодарского края; с 1942 г. работал плотником и пастухом в колхозе им. Ленина в сел. Коноково Успенского района; с 1944 г. служил псаломщиком-регентом в церкви Рождества Пресвятой Богородицы сел. Коноково Успенского района; затем был рукоположен в сан священника и в октябре 1945 г. назначен настоятелем в Свято-Покровский молитвенный дом ст. Черниговской Рязанского района; в 1946 г. перемещен в молитвенный дом Архидиакона Стефана ст. Новокорсунской Тимашевского района; в 1949 г. – в Свято-Михайло-Архангельский молитвенный дом сел. Ванновского Тбилисского района; с 1951 г. – перемещен в Свято-Казанский молитвенный дом ст. Темиргоевской; с сентября 1953 г. – настоятель Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской Курганинского района [41].
В 1952 г. настоятелем становится священник Емельян Дащенко. Емельян Дорофеевич, священник, род. 06.08.1883 г. в с. Воздвиженка Гуляй-Польской волости Александровского уезда Таврической губернии; украинец; в 1904 г. окончил Казанскую духовную семинарию; вдов; не судим, в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Коканда  Узбекской ССР в 1937 г.; во время оккупации жил в ст. Отрадной, работал заведующим школами.
Сведения о службе: с сентября 1904 г. служил учителем в с. Кресты Астраханской губернии; с 1919 г. – студент Духовной академии в г. Казани; с 1914 г. служил священником в селах Астраханской губернии; с 1919 г. – священник Св.-Троицкой церкви в с. Дивном Ставропольской губернии; с 1932 г. – в сел. Урожайном Ставропольского края; с 1934 г. служил учителем в г. Гудермесе (Чечня); с 1935 г. – учитель в с. Хасавюрте (Дагестан); с 1936 г – учитель в г. Коканде (Узбекистан); с 1937 г. – учитель в ст. Отрадной Краснодарского края; с 1943 г. – колхозник в колхозе «Путь социализма» в Отрадненском районе; с 1945 г. – безработный; с 1946 г. – священник в сел. Алексеевском Кущевского района; с 1948 г. священник ст. Воронежской Усть-Лабинского района.   По состоянию на 1952 г. служил в ст. Темиргоевской Темиргоевского района [42]. 
С марта 1956 г. настоятель Казанского молитвенного дома — священник болгарского происхождения Христо Христович Христов. Родился  16.08.1883 г. в г. Велико-Тырново, Болгария; болгарин; в 1899 г. окончил 5 классов педагогической гимназии в г. Велико-Тырнове; женат (жена Пелагея Терентьевна, 1888 г.р., ; сын Иван, 1923 г. р., служил в действующей армии, погиб в июне 1944 г.; сын Григорий, 1926 г.р., служил в действующей армии; сын Александр, 1928 г.р., дочь Любовь, 1930 г.р.) в 1934 г. осужден по ст. 118 УК на 5 лет; в 1939 г. судимость снята; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1910 г.; во время оккупации жил в хут. Терпуговском Красногвардейского района Краснодарского края, работал в сельском хозяйстве.
Трудовая деятельность: в 1900 приехал в Россию, работал в артели огородников в г. Таганроге, а также пастухом и ездовым на лошадях; с 1903 г. работал в г. Юзове на французских шахтах №№ 3, 5, 6 по найму у подрядчика, по строительным работам (каменщиком), подмастерьем, а затем мастером по кирпичной и каменной кладке зданий и других сооружений; с 1906 г. работал в саду Архиепископа Агафодора (на Архиерейском подворье) чернорабочим; с 1907 г. работал поваром там же; с 1908 г. работал в Ставрополе каменщиком-печником по найму, жил по месту проведения работ или в ночлежках; с 1910 г. служил сельским учителем в хут. Терпуговском Кубанской области; с 1912 г. служил псаломщиком в с. Архиповке Кубанской области; с 1922 г. работал в торговой сети хут. Терпуговского; с 1927 г. занимался сельским хозяйством; с 1930 г. по 1944 гг. состоял членом колхоза «Красный Моряк» в хут. Терпуговском Красногвардейского района Адыгейской АО; с 16 октября 1945 г. служил псаломщиком в ст. Келермесской Гиагинского района Адыгейской АО.
По состоянию на 1952 г. служил в ст. Удобной Удобненского района [43].
При этом настоятеле интерьер здания молитвенного дома был частично изменен, кроме того в здание молитвенного дома включена пристройка размером 50 м; [44].
В марте 1959 г. настоятелем назначается протоиерей Василий Васильевич Постников.
Постников В.В. родился 20 марта 1893 г. в с. Тюменцево Барнаульского округа Томской губернии; русский; в 1912 г. окончил высшее начальное училище; в 1918 г. окончил учительскую семинарию; в 1921 г. окончил учительский институт в г. Красноярске; женат (жена Марфа Ивановна Гунаева, 1902 г. рожд., сын Валентин, 1932 г. рожд., сын Леонид, 1936 г. рожд., дочь Елена, 1941 г. рожд., дочь Ксения, 1945 г. рожд.); не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Алтайского края в 1940 г.; во время оккупации служил в РККА.
Награды: в 1950 награжден скуфьей; в 1951 г. награжден камилавкой.
Сведения о службе: с 1922 г. – работал учителем начальной школы в сел. Уяр Красноярского края; с 1924 г. – диакон-псаломщик Скорбященской кладбищенской церкви  г. Канск Красноярского края; с 1928 г. – диакон-псаломщик-регент Михаило-Архангельской церкви сел. Мало-Камалинского Троицко-Заозерновского района Красноярского края; с 1932 г. – счетовод-бухгалтер Усть-Сосновской МТС ст. Шишино Новосибирской области; с 1934 г. – счетовод-бухгалтер завода «Труд» в г. Новосибирске; с 1937 г. – учитель русского языка и литературы неполной средней школы сел. Соколово Бийского района Алтайского края; с 1940 г. – учитель начальной средней школы в ст. Шкуринской Штейнгардтовского района Краснодарского края; с 19.10.1941 г. служил в РККА; с 09.10.1942 г. – диакон-псаломщик в ст. Шкуринской; с 16.11.1944 – священник в ст. Холмской Абинского района; с 06.12.1950 г. – священник молитвенного дома Святых Константина и Елены в ст. Попутной Отрадненского района; с 6 августа 1951 г. – в ст. Новоджерелиевской   Роговского района [45].
С 16 мая 1961 г. — настоятель Михаил Саввич Мирошников. Мирошников М.С. родился 29.07.1895 г. в г. Екатеринодаре Кубанской области; русский; окончил 4 класса высшего начального училища; окончил Екатеринодарское духовное училище; женат; с 15 июня 1945 г. по 6 марта 1947 г. находился под следствием, по суду был оправдан; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации служил священником Ильинской церкви в г. Краснодаре.
Сведения о службе: с 9 сентября 1914 служил писарем в Екатеринодарском окружном суде; с 1 октября 1916 г. служил рядовым в Русской Императорской армии (Белый Ключ – Тифлис); с начала 1918 г. служил рядовым в РККА (Екатеринодар); с 17 января 1919 г. служил регистратором в Екатеринодарском окружном суде; с 15 апреля 1920 г. – секретарь народного суда 2 уч. Краснодарского отдела; с 1 сентября 1925 г. – конторщик в ст. Брюховецкой Северо-Кавказского края; с 14 сентября 1926 г. – секретарь прокуратуры в сел. Преображенском; с 30 апреля 1928 г. – учетчик в НИП институте (так в документе) в г. Краснодаре; с 11 февраля 1929 г. – техник-дезинфектор при КубОСОАВИАХИМЕ; с 15 октября 1931 – техник СКИНСТРО (так в документе) в г. Ростове-на-Дону; с 15 октября 1937 г. – ревизор-инструктор Крайсуда и Управления НКЮ по Краснодарскому краю; со 2 апреля 1942 г. – писарь горвоенкомата в Краснодаре; с 25 ноября 1942 г. — служил священником в молитвенном доме ст. Старовеличковской; с 15 мая 1944 г. – в г. Краснодаре в Свято-Ильинской и Троицкой церквях; с 1 апреля 1947 г. – в молитвенном доме ст. Екатериновской; с 1 июля 1948 г. – в ст. Вознесенской; с 14 августа 1949 г. – в сел. Натырбово; с 24 мая 1950 г. – в Рождество-Богородицкой церкви пос. Лазаревского Краснодарского края.  По состоянию на 1952 г. служил в ст. Пластуновской Пластуновского района [46].
С октября 1961 г. православная община в ст. Темиргоевской оставалась без священника, несмотря на просьбы верующих, а здание молитвенного дома обветшало. 4 мая 1965 г. исполком Курганинского районного Совета депутатов трудящихся решил «удовлетворить ходатайство Темиргоевского сельского Совета депутатов трудящихся от 26 апреля 1965 г. о закрытии Казанского молитвенного дома «ввиду его непригодности». И, наконец, 21 июля 1965 г., в соответствии с протоколом № 4 заседания Совета по делам Русской Православной Церкви Православная община в ст. Темиргоевской была снята с регистрации «как прекратившая свою деятельность» [47].
Через 24 года православная община в ст. Темиргоевской была восстановлена. Согласно выписке из протокола заседания Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 13 ноября 1989 г. (протокол № 12) было решено зарегистрировать религиозное общество в Русской Православной Церкви и разрешить ему приобрести строение с последующим переоборудованием под молитвенные цели в станице Темиргоевской Курганинского района Краснодарского края» [48]. 
Однако новый типовой храм во имя Казанской иконы Божьей Матери был построен и освящен фактически 17 февраля 2000 года [49].

                Заключение.

В заключение хотелось бы упомянуть еще два прихода, действовавшие в ст. Воздвиженской и Михайловской до начала 1930-х годов и не возобновлявшихся в послеоккупационный период. Это – Свято-Троицкая церковь в ст. Воздвиженской и Свято-Покровская церковь в ст. Михайловской.
Свято-Троицкая церковь в ст. Воздвиженской Майкопского отдела Кубанской области была построена в 1844 г. тщанием прихожан. Здание деревянное, крестообразное, крытое тесом. В 1866–1869 гг. на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан построена новая деревянная на каменном фундаменте церковь с такой же колокольней, а прежняя – упразднена. В дореволюционный период здесь служили священники Алексей Рыкунов и Михаил Макарьев [50].
В Краснодарском краевом архиве имеются некоторые данные о священнике Николае Рыкунове.
Николай Алексеевич Рыкунов, 1871 года рождения, сын протоиерея села Кузяева Пышкинского уезда Ярославской епархии Николая Рыкунова, 25 июня 1893 г. окончил курс Ярославской духовной семинарии по 2-му разряду. С июля 1893 по февраль 1896 г. состоял учителем Введенско-Клыковской церковно-приходской школы Мышкинского уезда Ярославской епархии. 14 февраля 1896 г. определен на священническую должность к Михаило-Архангельской церкви ст. Казанской Кубанской области. 25 февраля этого же года рукоположен в сан диакона, 2 марта – в сан священника. С 1 марта 1899 г. состоял законоучителем Казанского одноклассного училища. 14 февраля 1899 г. перемещен к Свято-Покровской церкви с. Пелагиады Ставропольской губернии; с марта 1899 по май 1902 г. состоял заведующим и законоучителем Пелагиадской одноклассной церковно-приходской школы. 30 мая 1902 г. перемещен к Свято-Георгиевской церкви с. Грушевского Александровского уезда Ставропольской губернии. В это же время состоял заведующим и законоучителем Грушевских школ: мужской одноклассной церковно-приходской школы и женской школы грамоты, а также законоучителем Грушевского одноклассного училища.
15 марта 1904 г. вновь перемещен, согласно прошения, в Свято-Покровскую церковь с. Пелагиады, где также состоял законоучителем мужской и женской церковно-приходских школ и законоучителем одноклассного училища. 1 июля 1905 г. перемещен к Михаило-Архангельской церкви ст. Темижбекской Кубанской области. В это же время состоял заведующим и законоучителем  Темижбекской одноклассной церковно-приходской школы и законоучителем Темижбекского женского начального училища. 28 мая 1906 г., согласно прошению, перемещен к Свято-Троицкой церкви ст. Воздвиженской Кубанской области. С 1 сентября 1913 г. состоял  законоучителем Воздвиженского высшего начального училища.
Награды: 6 августа 1904 г. награжден набедренником, в марте 1909 г., по представлению благочиннического совета награжден бархатной фиолетовой скуфьей.
Семейное положение: жена Александра Михайловна, род. 5 марта 1877, сын — Николай, род. 7 ноября 1899 г., обучался в Екатеринодарском духовном училище на средства отца; сын Феодор, род. 21 декабря 1903 г.; дочери – Екатерина, род. 24 ноября 1905 г., Мария, род. 13 июля 1909 г. (находились при родителях) [51]. О дальнейшей судьбе священника Н.А. Рыкунова в настоящее время сведений не имеется.

Свято-Покровская церковь в ст. Михайловской Лабинского отдела Кубанской области была построена тщанием прихожан в 1846 г. Здание было деревянным, без колокольни. В 1865–1869 гг., на средства Кубанского казачьего войска, с добавлением средств прихожан построена новая церковь, освященная 3 ноября 1869 г. Здание было деревянным, на каменном фундаменте, с такой же колокольней; снаружи побелено, а изнутри расписано в алтаре, куполах, по стенам и в трапезной священными изображениями событий Ветхого и Нового заветов. В предреволюционный период здесь служили протоиерей Евгений Кудрявцев и священник Иоанн Попов [52].
Свято-Покровский православный приход был восстановлен здесь 10 февраля 1993 г. в переоборудованном церковном здании и действует по сей день [53].

                ***

Таким образом, из вышеприведенных материалов мы видим, что все действующие до революции 1917 года храмы на территории современного Курганинского благочиния, были закрыты в 1930-е годы. 5 из них возобновили свою деятельность в период гитлеровской оккупации, но 3 из них были вновь закрыты в 1960-е годы (за исключением храмов в г. Курганинске и ст. Петропавловской), Свято-Покровская же церковь в ст. Михайловской была восстановлена только в 1993 году.

Литература и источники:

1. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 269.
2. Кубанский календарь на 1901 год. Екатеринодар, 1901. С. 81.
3. ГКАУ «Государственный архив Ставропольского края». Ф. 135. Оп. 74. Д. 981. Л. 9-10; ГКУ «Государственный архив Ставропольского края» (далее ГАКК). Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 328. Л. 281; Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 702; Курганинские известия 9 июня 2016 г.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 328. Л. 1, 5.
5. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 3144. Л. 1-3; Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2. Д. 232. Л. 57-57-об.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 328. Л. 18-20.
8. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 328. Л. 21.
9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28;Оп. 2. Д. 328. Л.28-28-об.
10. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 304. Л. 57-59, 70; Д. 324. Л. 43-44; Д. 328. Л. 32-32-об.; Д. 328. Л. 30-31.
11. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 328. Л. 38, 58, 70, 256, 299.
12. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 267-268; Кубанский календарь на 1902 год. Екатеринодар. 1902. С. 93; Кубанский календарь на 1907 год. Екатеринодар. 1907. С. 78-79.
13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 329. Л. 2.
14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 329. Л. 15, 29, 55; Д. 338. Л. 24; Д. 445. Л. 122.
15. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 21-22-об.; Д. 329. Л. 36-37-об.; Д. 329. Л. 52, 53, 62, 63.
16. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 699.
17. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 312; Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар. 1916. С. 186.
18. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 33; Оп. 2. Д. 330. Л. 12, 92.
19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 330. Л. 11-12; 77-81, 83.
20. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 330. Л. 74.
21. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 28-28-об., 54; Д. 330. Л. 82-82-об.
22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 268. Л. 49-50-об., 54-57.
23. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д.330. Л. 89-89-об.
24. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 330. Л. 99-99-об., 104, 105, 117.
25. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 330. Л. 123, 133-135, 155, 158, 161.
26. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 708.
27. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 279-280.
28. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
29. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 14-14-об.
30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 436. Л. 11-13, 57.
31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Д. 289. Л. 38-39-об.; Д. 289. Л. 39-39-об., 42; Д. 329. Л. 52, 57, 58. Д. 436. Л. 18-20.
32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 329. Л. 11-12.
33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 436. Л. 60.
34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 436. Л. 63-65; 68-70, 73, 75, 77, 101, 106, 107, 109.
35. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 709.
36. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 317; Кубанский календарь. на 1916 г. Екатеринодар. 1916. С. 186.
37. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 1-2, 15.
38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 28-28-об., 54; Д. 330. Л. 82-82-об.
39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 331. Л. 23-24.
40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 23-об.
41. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 21-22-об.; Д. 329. Л. 36-37-об.
42. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 398. Л. 54-54-об.
43. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 291. Л. 14-15-об.
44. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 38.
45. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2. Д. 233. Л. 82-82-об.; Д. 331. Л. 44.
46. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 295. Л. 42-42-об.; Д. 331. Л. 45.
47. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 56-60.
48. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 331. Л. 90.
49. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 712.
50. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 296; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
51. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 6039. Л. 8-14.
52. Там же. С. 271; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
53. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 704.