Книга «Курганинск Православный». Часть 1

 
 
 

Курганинск Православный

По благословению Преосвященнейшего Игнатия, епископа Армавирского и Лабинского.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Православное христианство – это религия традиции. Мы осознаем себя не случайными плевками на этой земле в потоке времени, но звеньями беспрерывной человеческой цепочки, идущей от прародителей. Человек, как образ и подобие своего Творца, обладает бессмертной душой и способностью к самостоятельному творчеству. К тому же, в силу существования Церкви Христовой, любой из ныне живущих неразрывно связан с уже ушедшими, ведь у Бога все живы. Потому и относятся православные так бережно к памяти предков, поминая их в своих молитвах. Ведь молитва – одно из проявлений любви. А у истинной любви нет границ, в том числе и границ жизни и смерти. В этом свете, главной целью настоящего труда явилось воскрешение забытых имен. За каждым именем не только судьба, но сам человек – частица Божества. Человек, нуждающийся в молитве. Много десятилетий эти имена хранились в архивах, в   бездушных документах. Отныне они ожили в поминальных синодиках храма. Ожили для Церкви, которая теперь знает их, и не оставит без своей молитвенной помощи. И, конечно, интересно было узнать не только имена, но и поступки, и  дела, и труды наших предшественников. Интересно было немного узнать о быте и повседневной жизни людей, населявших «Россию, которую мы потеряли».

          История преподнесла нам жестокие уроки в ХХ столетии, но мы сами вызвали их необходимость. Видимо, что-то не так делали жители великой империи, что Господь попустил Своей Церкви пройти через жернова жесточайших в истории человечества религиозных гонений. И, пожалуй, самым тяжелым последствием этих страшных лет стала утрата памяти и благоговения перед теми, кто жил до нас. В погоне за светлым будущем мы утеряли прошлое, потому что смотрели на ушедшие поколения, как на навоз, призванный удобрить почву для поколений будущих. Именно в то время Марина Цветаева написала строки:

                    В веке, ревущем: Слава грядущим!

                    Что во мне шепчет: Слава прошедшим?

          Если нация желает построить свое будущее, она не вправе забывать о прошлом, каким бы оно ни было. Стала уже вполне банальной фраза о том, что народ, который плюет на прошлое – не имеет будущего. Современность убеждает нас также в том, что в подобном случае теряется и настоящее. Разрывая связь поколений, нация и превращается в тот пресловутый плевок, который легко растереть, и который  сам готов растаять без следа.

Но мы все частички Церкви, частички вечности, проявляющейся во времени. Те, что жили до нас, точно не были хуже. Они были несколько иными людьми, но, тем не менее, они – наши предки. Они те, которые молятся о нас перед Творцом. Те, которые сами ждут наших молитв. Только вдумайтесь в последние слова, которые поются на панихиде –  вечная память.

Слова, обращенные не столько к усопшим, сколько к живущим.

И мы, пока живем, будем помнить и беречь эту память, чтобы затем передать ее пришедшим после нас.

Протоиерей Валерий Коваленко.

ПРОЛОГ.

В начале ХХ века на Кубани насчитывалось 363 храма…

Революция, войны, антирелигиозные компании нанесли ощутимый урон источникам по истории Церкви. А ведь каждый храм вел свою летопись, священнослужители описывали события, выражали личный взгляд на происходившее, отражали дух времени. При обследовании состояния храмов, проверяющие обязательно знакомились с тем, как велась церковная летопись.

Сегодня невозможно даже оценить этот ущерб.

Пропала и большая часть истории нашего храма Вознесения Господня, пропала история нашей станицы, прихожан.

Ведь все это сплетено в одно целое. Невозможно понять историю нашей земли, изучая ее в отрыве от православия. Это все равно, что изучать человека, забывая о его душе.

На этой земле жили, творили, воспитывали детей, пахали землю, защищали границы Отчизны, люди глубоко православные.  А православие — это образ жизни, жизни людей с Богом. Жили по заповедям. Жили одной православной семьей, которая каждое воскресенье, на православные праздники собирались в ХРАМЕ.

На этой земле  жили сильные казачьи семьи. Митрополит Евлогий(Георгиевский) в 1920 году писал, что «душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною, это ее основная стихия, которую никогда и ничем нельзя испортить».

Сегодня, мы — потомки этих сильных духом людей чтим, храним свои культурные традиции. Потому что традиции не несут разрушительного начала. Это- корни. А корни дают жизнь, ростки.

В 1988 году в стране началось общественное движение потомков казачества по возрождению культурных, бытовых, воинских, хозяйственных традиций.

Культура народа, традиции, связь духовности и материального мира — всё это стало предметом особого интереса людей сегодня, и мы — не исключение. Посмотрим вокруг себя. Мы увидим духовный застой общества, нравственное обнищание людей! Наркомания, алкоголизм, курение — тысячи пороков губят человечество! К сожалению, многие люди в наше время не имеют моральных убеждений, жизненных целей, на каждом шагу встречаешь людские пороки.

Как же возродить наш духовный мир, как помочь многим людям? Лечить? Но душу не вылечишь таблетками. И вот именно  православие, вера может стать лекарством для многих. Зайдите в любой храм, и вы почувствуете нечто таинственное, необъяснимую силу церковной атмосферы: спокойствие, умиротворённость, доброту, понимание, прилив чувств. Это малая часть того, что человек получает в храме. Во все времена церковь была и остается духовно-нравственной опорой российского общества.

Сегодняшний уклад жизни неотделим от нашей истории. Вьется ниточка родословных курганинских семей. Как забыть историю, которая в каждом доме, в каждой фамилии, в каждом семейном альбоме. Воспоминаниями о дедах продлевается она и приживается в умах нового поколения. История  выступает  в  роли  посредницы  в  смене  поколений. Память – преодоление времени, преодоление пространства.

Как и сто лет назад  земля эта живет  человеческими проблемами. Но любит и гордится своими сынами.

Д.С. Лихачев утверждал, что «память противостоит  уничтожающей  силе  времени. Память — основа  совести  и  нравственности,  память — основа  культуры.  Хранить  память  и  беречь  память  — это  наш  нравственный  долг  перед  самими  собой  и  перед  потомками». 

И как нам в музее не понимать, что память — наше  богатство.  Память  становится  отчетливой  силой,  особенно  во  время  предельных  испытаний,  выпадающих  на  долю  людей.  Человеку  необходимо  ощущать  себя  в  истории,  понимать  свое  значение  в  современной  жизни,  оставить  о  себе  добрую  память.

…Сегодня трудно восстановить «белые пятна» в истории храма Вознесения Господня, но создать картину той роли, которую сыграло наше православие в Курганинском районе  мы попробуем через очерки, воспоминания, архивный материал.

И пока стоит храм, пока в наших душах горит огонь  любви к Богу, и дальше будет продолжаться эта работа по теме «Храм Вознесения Господня. История продолжается…»

Директор МАУК «Курганинский исторический музей»

Е.Г. Гончарова

ОТ НАЧАЛА.

В 1840–50-х  годах Кавказская война вступила в решающую стадию. Еще в феврале 1837 года император Николай I утвердил разработанный генералом Г. Х. Зассом (позже уволенным со службы за чрезмерную жестокость) проект строительства Лабинской линии.

…12 октября 1842 года на правом берегу Лабы на кургане был заложен форпост Курганный. На картах Лабинского полкового округа  будет помечено — «Курганное укрепление 1842». Это маленький военный пост: небольшая, выгороженная плетнем территория, внутри которой в шалашах жили казаки.

«При обзоре моем укреплений и постов на Лабинской линии я нашел, что укрепление Курганное преимущественно в лучшем виде перед другими укреплениями во всех отношениях, как по наружности, так и по внутренней чистоте и порядку во всем, относящемся до крепостной службы; что нижним чинам 3-й роты (командир — капитан Давыдов) Кавказского линейного № 3-го батальона, составляющим гарнизон этого укрепления, производится пища весьма хорошая, и они имеют вид здоровый и бодрый, и что одежда, амуниция и оружие этой роты находится в совершенной исправности…»   Из приказа командующего войсками Кавказской линииот 19 июля 1843 года.  
«Казаки жили хорошо, зажиточно. Было привольно». Страницы из жизни комсомольца 20-х годов Одинцова Б.П.

После многочисленных стычек с воинственными горцами, когда этот край прочно вошел в состав империи, в укрепление Курганное были переселены с правобережья Кубани двести казачьих семей, которые и стали основателями станицы Курганной. По легенде, первый станичный атаман приказал пересчитать курганы в окрестностях укрепления и, если их наберется сотня, назвать станицу Стокурганной. Насчитали девяносто девять.

А осенью 1853 года на месте сторожевого казачьего поста  прибывшие казачьи семьи на этом берегу Лабы образовали станицу, и название ей дали Курганная.  

«…Станица Курганная устроена в 1853 году при реке Лаба просторными дворами  и плетнёвою     вокруг оградой и окопана рвом» (ГАКК).                                                                             

Станица Курганная населена в 1853 году казаками линейных полков, женатыми чинами регулярных войск и государственными крестьянами Харьковской, Орловской, Полтавской, Воронежской, Курской, Тамбовской и других губерний, зачислявшимися в казачье сословие.

Каждая станица имела свой юрт земли. Раздел земли происходил по усмотрению станичного сбора всогласии со станичным атаманом, причем распределялось, сколько десятин оставить для «общества» иобщественных нужд, ипо сколько десятин  давать на пай лицам от 17 лет.

В самой станице Курганной от улицы Крупской до улицы Мира (улица Выгонная, затем Колхозная) шли  участки местного духовенства.      

Кладбище  существовало с основания станицы, но по воспоминаниям старожилов замечательных памятников и часовен на нем не было.

«Неустроенность быта, бесконечные кровавые стычки с горцами и оторванность от России тревожила людские души, неизвестность грядущего дня страшила казаков и поселенцев, и они все чаще обращали свои помыслы к Богу…»(«Линейцы» А.К.Басханов, М.К.Басханов, Н.Д. Егоров). 

В последний год правления императора Николая 1 население станицы Курганной  2-го Лабинского полка составило 300 дворов и 816 жителей казачьего сословия («Кубанские областные ведомости», 1882 год, №15)