Книга «Курганинск Православный». Часть 9

 
 
 

…Когда-то на территории, где размещается школа сегодня, находилось подворье, принадлежащее владельцу маслобойни Пузанкову. Это здание было построено в 1915 году. По церковным книгам можно предположить, что согласно записи священника в 1906 году в семье  Пузанковых родился сын Михаил. Но это был еще  спокойный для Кубани 1906 год. В 1918 году, по словам станичников,  Пузанковы, бросив дом (здание расположенное на территории СОШ №5), где раскинулась и по сей день  вековая липа, посаженная,  вероятно, при рождении сына, уехали в Узбекистан.

Маслобойню конфисковали, разрушили, а в жилом доме хозяев обосновали  начальную школу, которую в народе прозвали «Пузанковской». Здесь на подворье был сад из яблоневых деревьев, заросли акации и великолепный колодец с журавлем. В военные годы (1942-1943) в этом здании хозяйничали фашисты. Здание выстояло.

ХРАМ И СУДЬБЫ.

АРХИТЕКТОР КОСЯКИН.

Автором проекта будущего храма стал выдающийся кубанский архитектор Александр Петрович Косякин (1875 – 1919 гг.), известный своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области. Именно к нему, было решено обратится комитету по постройки новой церкви  станицы Курганной.

А в 1906 году был заказан проект главному архитектору Кубанской области А.П. Косякину  в комплексе со зданиями управы  (ныне здание управление соцзащиты) и двухклассного казачьего училища (основание СОШ №1). 

          Александр Петрович Косякин  родился 31 августа 1874 года.

Отец генерал-майор, старший помощник наказного атамана Кубанского казачьего войска. Но Александр не выбрал военную карьеру.

После окончания гимназии учился в Институте гражданских инженеров императора Николая I (1895 — 1901),  служил в должности городского архитектора Екатеринодара.

А. П. Косякин

Известный кубанский архитектор  Александр Петрович Косякин, зарекомендовал себя оригинальными постройками уютных школьных помещений и красивых станичных церквей. Александр Петрович решил отказаться от стандартов и шаблонов, уже много десятилетий царивших в строительном искусстве  России. Талантливый зодчий создавал  свой собственный оригинальный  проект.

Архитектор А.П.Косякин, получил за смелое архитектурное решение, оригинальность и изящество  одного из своих проектов, на выставке в Париже премию. Известность принесла ему приток заказов.

И  одной из первых замечательных работ архитектора стал проект нашего каменного собора (Свято-Вознесенского храма).

30 января 1919 года уже в почтенном возрасте отец Александра Косякина, Петр Иванович был посажен на кол большевиками, взявшими власть в городе Майкопе.15 июня 1919 года доведенный до отчаяния талантливый архитектор покончил собой…

СТРОИТЕЛЬСТВО

Создание каждого православного храма— процесс сотворчества человека Богу. В церковном строительстве соединяются молитва, деятельные усилия людей и промыслительное действие воли Божией и благодати Божией

Строительство на Кубани храмов считалось, как и по всей России делом богоугодным. Место для Храма выбирали не просто. Это была своего рода «градоформирующая» особенность. Станица Курганная  спустилась в низину и, выбирая центральный участок для будущего строительства, конечно, не могли не учитывать, что храм будет стоять на близких подпочвенных водах. В процессе роста населенного пункта, храм, изначально сооружавшийся для его центральной части, со временем получился больше в юго-западной части населенного пункта. Но исторический центр поселения сохранился.

В свой работе «Творческое наследие кубанского зодчего А.П. Косякина: историко -архитектурный аспект изучения» аспирант Санкт-Петеребургского государственного архитектурно-строительного университета Надежда Борисовна Береговина отмечает:

«В проектной (строительной) деятельности храмовых сооружений   архитектора А.П.Косякина  выявляется явное предпочтение к использованию электичной версии русского стиля, основанной на архитектуре 17 века и мотивах византийского зодчества, так называемого русско- византийского стиля, пользующегося популярностью в южном регионе России в конце 19-начале 20 веков.

Аналогичность проектных решений, использованных для храмовых зданий А.П.Косякиным, выявляют закономерности в применении крестово-купольной системы, интерпретации конструктивной схемы восьмерик на четверике, примыкании  к центральному объему храма -граненой восточной аспиды и высокой западной колокольни, организацией дополнительных (боковых) входов в здание, арочных окнах с полуциркульным завершением, декорировании проемов полуколоннами византийской стилистики, вкраплением карнизных блоков из песчаника.

Торжественная объемно-пространственная композиция храма  выстроена в проекте, где в основе — двухэтажный храм, укрупненный по объему за счет высоты и увеличения общей площади здания, трапезные в три оконных проема, с 3-4-х ярусными колокольнями с шатровым или купольным завершением. В организации внутреннего пространства предусмотрены хоры и две пары отдельно стоящих подкупольных опор. Такой тип имеют храмовые здания  в станицах Воронежской (1915),  Успенской (1907)». Наш храм также похож и на храм Свято-Никольский станицы Некрасовской. Только судьба того храма сложилась печальнее.

Храм Свято — Никольский  из станицы Некрасовской,  уничтожен в 1939 году

Торжественная  архитектурно-планировочная концепция, так или иначе взятая за основу для каждого из храмов, имея формы расхождения в соотношении габаритных параметров между зданиями и учитывая разницу, привнесенную в декоративное убранство церковных построек, гармонично объединяет индивидуальные детали стилистического образа, выдержанные в облике отдельно взятого храма, среди плеяды культовых сооружений возведенных А.П.Косякиным.

Объединяет эти храмы и тема света. Качественное решение вопроса освещения актуально при строительстве любого закрытого здания, тем более религиозного предназначения, с которым А.П.Косякин, как инженер-строитель, компетентно справился. Еще римский архитектор Витрувий в трактате «Об архитектуре» рекомендовал открыть доступ солнечному свету в самых высоких точках помещения, кроме тех случаев, когда этому препятствует соседнее здание.

В храме Вознесения Господня проблема освещения решена устройством порядка  112 оконных проемов, в том числе, расположенных на значительной высоте, через которые свет беспрепятственно попадает внутрь здания, согласно идеи античного мастера.

Храм, высотой 58 метров с крестами, отражает характерные черты типа церквей, построенных Косякиным на Кубани в начале 20 века.

Основной кубический объем храмового здания в честь Вознесения Господня увенчан пятью главами луковичной формы, поддерживаемыми мощными приземистыми гранеными барабанами, оконные проемы которых фланкированы декоративной аркадой, состоящей из арок килевидных очертаний и полуколонок с византийскими капителями. Восточная алтарная часть состоит из трех аспид.

В разнообразном декоре храма в честь Вознесения Господня города Курганинска взаимно переплетаются мотивы московской теремной архитектуры, читаемые в наличниках окон, ширинки, зубчики, гирьки, классицистический ленточный руст, византийские капители, греческие и православные кресты. Выразительная декоративная деталь, выполненная по типу филенки сложной конфигурации, поле которой напоминает старинный женский головной убор- остроконечный кокошник, обрамляет в верхней части стен притворов, пристроенных с западной северной и южной сторон к храму, характерную для культовых сооружений А.П.Косякина трехчастную композицию оконных проемов, представляя собой не только эффектный художественный прием, но и региональную особенность.

Примечательно так же, что площадка устроенная под храмом, его стены, облицованные кирпичом, подкупольные пилоны и своды сделаны из железобетона, в целях устранения проблемы, связанной с подъемом в этом месте и без того высокого уровня подпочвенных вод, когда храмовое здание после сильных ливневых дождей, буквально стоит на воде.

В мастерской архитектора А.П.Косякина выполнили проект храма в честь Вознесения Господня, закладка которого произошла в 1906 году. Известно, что основной подрядчик – Лавриненко Григорий Степанович сотоварищи, московские зодчие.

Строителями церкви  по  дошедшим данным были А. Бондаренко,
И. Перфильев, Б. Николаев