Книга «Курганинск Православный». Часть 8

 
 
 

ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ

В Курганинский исторический музей пришли пятые классы. Тема: «Православие». Рассказываем об истории  строительства нашего Храма Святого Вознесения. Все уроки в музее проходят в форме диалога, непосредственного участия детей. А здесь, такая тема!

Сотрудник, принимая строгий вид, берет атаманскую насеку, изображая  самого станичного атамана, обращается к ребятам с рассказом, о том, что каждый двор в станице был участником стройки:

-Вот  ваш двор – сыны подросли, пусть строителям помогают на « лесах» – обращается к конкретному ребенку.

-…А ваш двор, — обращается к другому рядом стоящему  худенькому мальчику. — Подводы — на Армавир пойдут,  за кирпичом и стройматериалом.- Да, еще… всем дворам в станице   яйца собирать! Для кладки! Фундамент крепкий будет!

Всем ребятам  нравиться ведения урока, каждый хочет что-то рассказать, кем-то быть в то время, чтобы в строительстве храма помочь…

Но вот встречаем  знакомую, она мама одного из ребят и она спрашивает:

-Что вы там рассказываете на своих уроках?

-А поподробнее…

Оказывается, наш герой — худенький мальчик, прибегает домой и взахлеб рассказывает, что наш красивый Храм строили они, их семья, прадед.  Их подводы, с их двора  привезли кирпич с Армавира.

Действие  в семьей происходит на кухне. Мама готовит у плиты,  а отец ребенка в это время в ожидании ужина читает журнал.

-А что ж, и строили…И подводы наши везли…- рассеянно, не отрываясь от журнала поддерживает сына отец.

Сын выбегает на улицу и уже слышно в окно, как он рассказывает соседским мальчишкам о трудовом, геройском прошлом его семьи, о том, что этот храм построен и благодаря его прадеду.

Жена отбирает журнал у мужа и укоризненно говорит:

-Что ты ребенка обманываешь! Какой Армавир? Какие подводы, кони,  Храм?  Наши семьи  в Курганинск, в каком году приехали из Казахстана? В 1990! Вот так!

Муж обиженно:

-Потому и в Казахстане оказались, что подводы, кони; и Храмы строили….

АТАМАН ТРОФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗИНЧЕНКО

Что такое история страны, история отдельного региона? И если задуматься, потянуть за струйку воспоминаний,  то захлестнет это потоком жизней, поток пополнится и выльется целым океаном чужих судеб. Отдельных судеб со своей удивительной, созидающей историей.

В станице Курганной  власть представляли   атаман и два помощника: один военный, другой гражданский. Совет почетных стариков. Два объездчика охраняли лес. Вот на этих должностях держалась власть и порядок в станице. Атаман регулировал порядок отбывания казаками военной службы, следил за выполнением всех повинностей. Ему полагалось жалованье 40 руб. в год.  Атаман избирался на три года. Выборы проходили в атаманском правлении. Атаманами всегда выбирали умных, самостоятельных казаков. Казаки подчинялись только атаману, который строго следил за порядком в станице. Он созывал и распускал станичный сбор, производил взыскание долгов, следил  за целостностью общественного хлеба, наблюдал за исправным снаряжением казаков служилого разряда.  В станичном правлении велись метрическая книга, книга приговоров станичного сбора и книга взысканий, ведомости поземельных угодий, посемейные списки всех жителей  станицы.  Станичному суду  были подвластны  лица как войскового, так и невойскового  сословия, временно или постоянно проживающие на землях станичного юрта.  Общественные деньги обычно хранились в церкви.

В казачьих семьях учили уважению и почитанию старших. К старшим обращались на «Вы», на улице снимали фуражку перед ними, когда здоровались. Все были крещенными, трудолюбивыми. Знали, как достается хлеб.

В Курганной с начала века по 1917 год (смеем предположить, что срок полномочий  возможно был и больше, но о Зинченко первые упоминания связаны со строительством Храма и железной дороги) выбран Трофим Васильевич Зинченко. Судя по тому, что избрание его проходило не на один срок, то это был поистине человек уважаемый, что и сохранило много воспоминаний о нем.

«Хорошо помню атамана Зинченко Т.В. – хороший был хозяин, в станице при нем была построена церковь кирпичная хорошая. Правление было построено, школы казачьи и для иногородних детей. Была построена железная дорога. Была начата стройка шоссе. Городской сад был, летний театр, в саду были лодки, карусели, оркестр духовой играл». Страницы из жизни комсомольца 20-х годов Одинцова Б.П.
Семья атамана Трофима Зинченко

ИНТЕРМЕДИЯ.

СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Когда-нибудь человечество преодолеет распри и захочет наново прочесть свою историю. И ни как всегда с хронологии  царей и войн, а с жизни обыкновенных людей с сильным духом, красивыми помыслами, которые сами не осознавая,  вели все человечество к единству.

На адрес музея пришлописьмо от Фаины Александровны  Пузанковой (Козлова) из Мариуполя – внучки атамана Трофима Васильевича Зинченко.

На фото сидит в центре — Пузанков Иван Михайлович

Она просила рассказать о судьбе её деда. Её просьбу удовлетворили и в ответ она написала: «…Огромное Вам спасибо за предоставленные фото и сведения о Трофиме Зинченко. Мне очень важна любая информация о моем дедушке. Я точно знаю, что мой род начинается со станицы Курганной. Моя мама – Надежда Трофимовна рассказывала мне о том, как её отец построил церковь и аптеку. Спустя много лет я побывала в станице и видела Храм и аптеку с чугунной табличкой и надписью о том, что аптека построена на пожертвование станичного атамана Зинченко Т.

Мой дед по линии отца Пузанков Матвей Иванович (1885г.-1972г.) жил также в станице Курганной. Он был женат на Наталье Ивановне. У них родилось 5 детей:  сын Александр – мой папа (14.09.1904г.-14.08.1978г.),  четыре дочери.

Мой папа Пузанков Александр Матвеевич и моя мама Зинченко Надежда Трофимовна поженились очень молодыми — папе было 20 лет, а маме-16 лет. Венчались они в новом Свято-Вознесенском храме. У них родилось четверо детей: мой брат Геннадий (1924), я- (1926), моя сестра Инна (1928), брат Сергей (1941).

Матвей и Наталья Пузанковы с сыном Александром (моим папой)

…Я связалась со своими родственниками — с дочерью Анны Трофимовны (это сестра Надежды Трофимовны, моей мамы). Она написала мне новые сведения о судьбе дедушки Трофима Зинченко.

А именно то, что с приходом красных Трофима Зинченко сослали  в Вологодскую губернию на строительство Беломорского канала. Условия проживания там были ужасные, кормили впроголодь, в основном селедкой, многие болели дизентерией. Из ссылки мой дед не вернулся. Никаких документов о его смерти семья не получила…»