Книга «Курганинск Православный». Часть 7.

 
 
 

К 1909 году в Кубанской области проживало 2 274 486 человек христиан. Из них придерживались ортодоксального никонианского православия 2 201 358 человек. К старообрядцам, приемлющим священство, относилось 14 827 человек, неприемлющим священство — 7 973. Молокан и духоборов насчитывалось 1 280 человек, иудействующих — 5 060, принадлежащих к другим сектам — 1 355 человек. Кроме данных сект на Кубани были известны штундисты, баптисты, адвентисты, хлысты, прыгуны, новый Израиль, новохлысты, скопцы, духовные скопцы, толстовцы .

Бракосочетания в основе своей заключались внутри секты и редко выходили за ее пределы. Фамилии «браком сочетающихся» повторяются и переплетаются, как и фамилии  входящих в общину.Имена в семьях иудейской веры  брали  из Ветхого Завета, Библии. В семье Гундеевых станицы Михайловской,  Ивана и Сары,   прибывших из Саратовской губернии- 4 дочери- Юдифь, Девора, Рахиль, Лия.

Девора (пчела) — библейско-историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Девора- пророчица и судья. Юдифь- персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Иудейская героиня. Рахиль -в иудео-христианской традиции она считается символом матери. Личное имя Лия (Леа) широко распространено среди евреев.

Имена в те времена в наших станицах случались разные: Калина, Парфён, Фатей, Моисей, Саватей, Никандр, Вахром, Афтал, и т. д.

           Секта своей жизнью не отличалась от жизни всех станичников в общей жизни. По причинам смертей  иудеи не отличались от православных. И на семьях секты сказывалась нехватка медицинского обслуживания. Была высока детская смертность.

Обратимся к записям «Книга об умерших общины караимского вероучения станицы Михайловской (общины) с 1 января 1913 год». Умирали от дифтерии, тифа, детского поноса, малярии, кори, скарлатины, воспаления легких. Интересно, что были и долгожители -казачка Мария Егоровна Здвижкова умерла в возрасте 96 лет от «старческого истощения».

Нельзя сказать, что власти на этой земле относились к иудеям однозначно.В конце 1892 г. молитвенные дома иудействующих сектантов было решено закрыть административным порядком. Однако, судя по всему, некоторые из них продолжали действовать, так как в апреле 1896 г. начальник Кубанской области своим циркуляром № 4494 предписал «закрыть все имеющиеся у иудействующих самовольно устроенные молельни, … а виновных в самовольной постройке этих зданий привлечь к судебной ответственности».

В ходе реализации этих предписаний в 1896 г. были закрыты молельни иудействующих в станицах Михайловской и Петропавловской. В 1902 г. иудействующие-крестьяне станицы Михайловской обратились в Министерство внутренних дел с просьбой об открытии молельни, но на это последовал отказ. В 1903 г. было отправлено новое прошение, также отклоненное. Между тем в 1902 г. иудействующим станицы Петропавловской было дано разрешение «на постройку или покупку дома для обучения детей грамоте».

Результаты названных правительственных решений отразились и на местном уровне. Так, в 1909 г. всем наставникам общин иудействующих сектантов станицы Михайловской были беспрепятственно выданы билеты на право жительства в разных городах и селениях Российской империи . Может быть это подтолкнуло бы оставить эти земли? Сегодня в станице Родниковской семьи субботников хоронят своих умерших на общем новом кладбище. Здесь уже замкнутость секты пропала.  Часть станицы условно, скорее исторически, носит название в честь субботников. В отношении людей все грани стерты.

Но… субботники все равно выделяются на общем фоне жизни. Много детей, большие хозяйства. Минимальная связь с государством. Семьи субботников не участвуют в выборных компаниях. Они не отличаются агрессивностью, навязчивостью, которой отличаются другие секты. Не посещают шумные станичные праздники. Так и держатся «в тени».

ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРЫ  ЯКОВЛЕВНЫ  КОЗЛОВОЙ.

«…Станица Курганная…Несколько хат на бугре, огороженных частоколом. Выходить казачкам за частокол опасно. Не раз случалось, что женщин воровали. Чтобы обезопасить себя, и молодые, и старые женщины переодевались в мужскую одежду, чтобы отнести обед, работавшим в поле.

А вот основным занятием казака  была, конечно же, военная служба. Своего отца Якова Яковлевича дома почти не видели. Служил Отчизне, охранял ее рубежи.

Казаки станицы Курганной
(стоящий справа-Яков Яковлевич, отец Александры Яковлевны)

Казаки, верно хранящие веру православную, обязательно (каждое воскресенье) ходили в храм.

В справочнике по Ставропольской епархии, изданном в Екатеринодаре в 1910 году, отмечалось: Курганная расположена в равнине, по которой протекает река Лаба, разливающаяся около станицы на несколько рукавов. Ровное местоположение, изобилие влаги благоприятствует разведению садов, и летом станица действительно утопает в зелени (путевой дневник прот.Д. Успенского. Еп. вед.  1895 год. №23).

Станица Курганная  православная, с сильными казачьими традициями. Безусловно, стержень славного казачества – это православие, это его вера. В формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и  вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.

Храм  Казанской иконы Божией Матери  располагался в районе молокозавода. Когда началось строительство Свято-Вознесенского храма, эту церковь стали называть старой. Она была низенькой, но благодаря этому церковную службу было очень хорошо слышно…»

ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ.

Проходили года, станица ширилась, населялась новыми людьми. Теперь количество коренных, т.е. казачьих жителей и приезжих было примерно одинаково. Вот уже старенькая Казанская церковь ветшала. Уже и разросшееся православное население не могло уместиться, в небольшом храме. Ко всему прочему, станица расширялась вдаль от Лабы и теперь Казанская церковь оказалась на отшибе. Возникла необходимость в новом храме, более просторном, более основательном. Решить эту острую проблему взял на себя смелость весьма уважаемый станичный атаман Трофим Зинченко.

Трофим Васильевич Зинченко, атаман станицы Курганной

Из числа наиболее уважаемых казаков был создан комитет по строительству церкви названной в честь Вознесения Господня. И в 1906 года храм был торжественно заложен по благословению правящего архиерея.

Комитет по постройке церкви в честь Вознесения Господня. (Предположительно один из казаков — Хмара Гавриил Лазаревич)

          Основная часть средств на строительство храма была направлена из областной войсковой казны. Строительство храма велось на добровольные пожертвования жителей при инициативной поддержке благого дела станичным атаманом Зинченко.

Новый храм строили московские мастера. Храм даже в строительстве поражал многих, ведь стены были литые в один метр толщиной, а потом каменщики обкладывали кирпичом. Кирпич был очень качественный, его подводами, как и другой строительный материал подвозили из города Армавира.

Многие станичники, даже не имея огромного достатка, жертвовали деньги для постройки Храма. Яйца приносили сюда же к храму. Добавляли в раствор, причем, говорили, что, только белок.

Каждый двор вносил определенную лепту в начатое строительство. Существовал график, согласно которому каждый день определенные дворы выделяли подводы, рабочую силу, куриные яйца для раствора.

Строили долго, но основательно.

Началась война с Германией, а храм еще не был готов. На казачьем совете приняли решение продать казенные земли у реки Чамлык. Решение было не простое, ведь казаки с неохотой делились землей с иногородними, но выхода не было. Война многих разоряла.

И хотя храм был освящен в 1916 году, кресты и купола были поставлены в 1917 году. Когда в станице Курганной шла служба слышно было в Дондуковской…