Книга «Курганинск Православный». Часть 19, заключительная

 
 
 

Запомнился такой случай: мы в Троицке жили,  там церковь Александра Невского  стояла. Я стояла, подолгу смотрела,  но  не решалась зайти  в нее. А если подруги посмеивались над моим взглядом в эту сторону, отмахивалась, пытаясь скрыть от них свои чувства:

— Был бы Бог,  был бы жив папа мой!

Из личного архива  матушки Евгении

Школа далеко была, но можно сократить  путь, если копеечка есть — лодочнику дать, и он перевезет на тот берег реки.

— Бегу однажды,  в одной руке чернильница, в другой  учебники: сумки- то не было, и вдруг — стая собак.  Они обступили меня, рычат, гавкают, куснуть норовят.

А я ростом всегда маленькой была. Я кручусь по сторонам. А вокруг  никого… Поворачиваюсь к церкви  А. Невского, и какие мысли были от моего бессилия, просьбы о помощи — и сама сейчас не вспомню. Какое-то мгновение,  и собаки   так же сворой и убежали, да так быстро,  что могло показаться, что исчезли…

Но и Урал родным  не стал. 

— И вспомнился мне один случай — разговор в поселке Шаумян…

Голодно было по всей стране, и мы держали коз. И моя обязанность была быть  «козьим пастухом», да и многие дети  скот пасли, старшим помогали. Однажды, когда пасла коз, встретила  знакомых односельчан,  иду за   ними по тропинке  и слышу их разговор:

— А куда делся наш милиционер,  дядя Митя Пендюра?

— Да в Курганную уехал, перевели туда на работу…

И так мне это запомнилось, что когда мы  все же  решили вернуться на Кубань (с отчимом наши пути разошлись),   то вспомнился  тот разговор.  Домой возвращаться не стали… Людская молва существовала всегда…

Я и  говорю: «К дяде Мите Пендюра поедем! Мы ведь его знаем …»

Мама мне поверила, и мы поехали в Курганную.

Так мы и оказались  в станице  Курганной в 1950 году. В Курганной жили на квартире у семьи Сытеньких. Всегда везло на людей  отзывчивых и добрых. Сегодня подруга Нина Сытенькая приходит с внуком в храм, а ее брат Юра стал  начальником отдела Центра эксплуатации объектов Космодрома Байконур Федерального космического агентства.

Я росла в годы, когда страна читала, и я зачитывалась  нашими писателями, зарубежными. Читала много. Мама придет ко мне и тушит лампу, чтобы хоть по ночам не читала. Хотелось читать. Это была литература жизни —  духовная, с сильными героями. Человечная. Писателей перечитала великое множество, но  в себе всегда чувствовала А.Островского. Ведь все его пьесы  сильные по духовности, в них Вера, Надежда, Любовь. В них понятия — совесть  и честь.

Читали всей  семьей,  несмотря на то, что денег было в обрез, мама выписывала «Роман-газету», покупала книги. Сегодня так не читают, и отсюда беднота духовная. Чувства у людей становятся одноцветными. Нет палитры сопереживания, радости, простого счастья.

Мой папа ведь был связист, и я  всегда слушала радио. Мое детство, мой  день начинался со слов: «Говорит Москва!» Это был мой мир культуры. По радио читали пьесы и рассказы, исполнялись прославленными певцами песни и оперетты. Я запоминала,  и все это было во мне. Я была далеко от столицы, но  получала такую же культурную программу. 

…Самый светлый праздник  — Пасха, к которому долго готовились. А в сам праздник в каждом доме – пасхальные куличи, лучшие из них несли в храм. С подругами ходили святить куличи.

На Пасху учились, конечно, и не приветствовалось, чтобы школьники ходили в церковь. Но мы ходили. Ну, поругают…. Где-то сердцем и взрослые понимали, что   это —  вера, и поругать надо больше  для отчета… такие времена. Курганинск все равно с верой  оставался.

После окончания школы   поступать поехала  в  город Орджоникидзе в финансовый техникум. Практику после техникума проходила в Курске. 

Жизнь с отчимом не получилась, но он преследовал нас.

 Из личного архива  матушки Евгении

Заканчивался 1962 год. Я работала   в районном отделе образования. Но началась реорганизация района. И рабочие места сокращались…

Одна из моих подруг работала в Караганде и пригласила меня приехать к ней. Я поехала. Устроилась там на работу.

Вернулись обратно  в Курганную в 1965 году. Возвращались уже как домой. Устроилась работать бухгалтером в школу. Спасибо  Комедиярову Николаю  Ивановичу, директору школы   за его помощь, участие в нашей судьбе. Мир никогда не существовал без доброты.

Он предложил   пустующее здание, где ранее размещался  филиал школы, по улице  Розы Люксембург (в сторону элеватора). Комнаты в этом доме получили еще два человека — учитель и ездовой.  Отделили  коридорчик – вот и  комната, родных 19 квадратов. Прожили  там дружно 30 лет. Огородик был.  Сначала печку  топили. Мама и еще  другие женщины   собирались на  нашем железнодорожном вокзале, в том месте, где   чистили паровозные топки.  Собирали «жужелку». Уголь прогорел, но среди него попадался не отработанный уголь. Зимы разные на Кубани  бывали. Позже газ провели.   Слава Богу!

Время было такое — нас учили любить  свою Родину, быть патриотами. Закладывалась культура. Молодежь с нашего края ехала поступать в ВУЗы, кто-то на комсомольские стройки. Классами — выпусками  уезжали на  такие стройки. Поехала  и я на строительство Красноярской  ГЭС.

Не было страха перед расстояниями, перед людьми.

Отношения были у людей человечные. Время было трудное, но интересное. И мы жили в это время. Нередко, преодолевая сибирские  расстояния, просили подвезти проезжающие машины, работающие на стройке. Подвозили,  и это были интересные разговоры в дороге. Мой участок, где я работала, был в тайге,  и я нередко  добиралась и на катере, и на тракторах.   Работали с молодыми людьми, и не было обид. Отношения были уважительные. Мир сегодня, к сожалению, очень жесток.

Через три года я вернулась к маме, не могла долго быть в разлуке.

Это уже была не станица. В городе Курганинске строились и открывались новые предприятия.

— Город  развивался. Край расцветал.

         Город еще не был газифицирован. Хаты и дома, школы и сады, учреждения топились дровами, углем. Была такая организация — РАЙТОП. Я и устроилась работать в нее бухгалтером. Времена ничуть не поменялись. Надо было так  же трудиться, но радостно было работать с людьми.  «Много» угля не давали. Старались поделить правильно, честно. Старикам, фронтовикам, семьям  с детьми…Очередь была огромная и велась  в специальном журнале.

Коллектив  был чудесный,  и пытались без обид людям угодить…

Детство трудное было,  и я уже в детстве была серьезной девочкой. Личная моя жизнь не сложилась, как у других девчат, может,    именно потому, что мальчишек пугало мое серьезное отношение к жизни. Любовь  двух людей для меня было – это созвездие двух понимающих друг друга душ.  А с годами…, может,  и нашелся бы по душе…  Мама всегда говорила, что чужое брать грешно: «На чужом несчастье, дочка, свое счастье не построишь!»

А может,  так и надо было Богу, поэтому и дорога к нему была непроста…

…Помню,  был Великий Пост,  и опять не получалось в храм наш пойти: подруга заболела. Ну, кому молодым хочется одному идти. Но пошла. К батюшке подошла.

         — А крестик где?

— Так нет…

— Нужен крестик. Обязательно!

Стала  ходить по вечерам  в  Свято-Вознесенский  храм, по воскресеньям на службы, времени  больше не было. Мама не запрещала — твоя воля!

-Когда приходят первый раз к Богу? Конечно, когда очень плохо. Все просят защиты. Я, сама не осознавая,  в трудной жизни жила с  именем Бога.  Но пришла  в храм сама, и не в минуту трудную. Потому что, наверное,  жизненный путь привел.

— …К церкви я всегда относилась уважительно. Я знала с детства «Живые помощи» и «Отче наш».

          А в 1988 году на 1000-летие крещения Руси слушала праздничный  концерт. Исполняли  «Святый Боже». К душе легло. Заволновалось все внутри,  и пошла в храм. Моя душа всегда понимала  эту музыку, песнопение.

Вот уже  больше двадцати лет  я здесь.  Наверное,  так вел меня Господь.

— Жалею? Не жалею ни  мгновения, что пришла в храм и здесь осталась. Люди приходят, и я среди них. Спрашивают, помощи просят, выговариваются. Меня ведь многие знали через  работу.

Но это мое место! Теперь я это знаю! Жизнь прошла, и у каждого  есть свой путь,  свой крест. Одним дается одно, другим другое. Одинаковых  жизненных дорог  нет.

— Бог дал достаточно. Братья мои водителями выучились и  по краю ездили. Один уже умер. Идет время. Войну прошли. Голод прошли. Не просили, не плакали. Работали, жили. Доброту видели. Конечно, в первую очередь от мамы…

Златоуст говорил: «Если вы не будете наказывать детей, будете наказаны сами».  Понятно, что имелись в виду не истязания. Но хворостина  была лучшим  аргументом  моим братьям от курения в детстве.

Помню,  маме давали путевку в санаторий,  но она не поехала,  боялась оставить нас. И мы любили ее. Помою полы — хорошо или плохо,  а от мамы похвалы жду. Слышу, калитка стукнула, значит,  мама пришла с работы. До конца жизни мамы я слушалась ее. А потом мама ждала меня с работы и прислушивалась к стуку калитки,   видела,  что я сильно уставала и сожалела:

—  Как тебе помочь, дочка?

— Так ты уже, мама, мне помогаешь. Я  пришла,  в доме — чисто, обед готов. Мне только отдыхать!

 И маму уже радовала моя похвала.

Бывает и тяжело,  и трудно,  все мы люди! Но не огорчаюсь, так и мама учила, и к Богу надо идти с радостью,  а не только с горем, ведь мы силу ему даем, а он нам! Не  надо забывать благодарить Бога. Только Бог знает, что нам надо, и дает.

— Почему монашество?- матушка Евгения пожимает плечами.- Нельзя одной ногой в одной жизни стоять, а другой в другой. Монашество заставляет  встать спиной к мирской жизни, а лицом к Богу.

Не сразу путь мой сложился…

Ведь монашество — это и отказ от своей греховной воли, собственного эгоизма. И такой шаг не должен быть только личным произволением. Выбор мною монашеского пути тесно был связан с настоятелем нашего храма отцом Валерием, с которым у меня сопряжены многие годы жизни в Церкви. Именно его благословение стало решающим в принятии пострига. Без авторитетного духовного наставника я бы сама не решилась на этот шаг…

Люди должны ходить в храм и лечить души. Верить дома можно, но надо донести веру и до Бога. Вера доказывается делами, не словами пустыми…

Вот, говорят, трудно выстоять в храме…

Есть такая притча:

Едет священник  по дороге.  Догоняет старую женщину.

— Садись! Подвезу тебя, старый человек!

— Мне платить нечем!

— Не надо мне платить!

— Нет, не тебе, Богу платить нечем…

В Господе не надо сомневаться! Молодежи больше в церкви стало,   радуюсь, что с детьми! С детства надо прививать добро. Труд должен быть в Почете! Вот и все истины, по которым я   жила все годы! Как и все! Как и край! Вместе с  нашим краем! Наша судьба и его — едины! Пусть Господь его хранит!

Уходя, унося весь этот разговор, припоминая   отдельные эпизоды, я удивилась, что за весь  наш разговор ни разу не было произнесено слово  «мать», только «мама».  И разговор шел, словно она прислушивалась, а чтобы сказала мама.

Что притягивает  к ней? Прекрасный собеседник. Матушка Евгения   свободно цитирует Хайяма, Пушкина.

 А еще — глаза! Про таких говорят: с живыми глазами… Нет,  не так:  в глазах светятся молодость и жизнь! Пусть хранит Вас Бог,  как хранил!

Директор МАУК «КИМ» Е.Гончарова

Передача  матушкой Евгенией православных книг для  музея

ХРАМ И СУДЬБЫ.

ГАЛИНА ДЕРИДОВА

Галина Пантелеевна Деридова, Гончарова Елена Геннадьевна (директор МАУК «КИМ»), 2013 г.

Приезд Г.П.Деридовой на родину.

Принято считать, что Курганная, как станица была занесена на карты в 1853 году. Сюда тянутся переселенцы со всей России. Сюда переселяются украинцы Полтавской губернии Кременчугского уезда Пираковской области села Мануйловка. В их числе была и семья православных  Калины Дерида с шестилетним сыном Марком.

Обживали эти земли, сеяли хлеб, растили детей. Все что выстрадала эта земля не обошло и семью Деридовых. Ветры революции, пожарище гражданской войны. Только стали расправлять свои ростки , как  началась Великая Отечественная война.

Сегодня, Галина Деридова-Гладышева, журналист, Заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин Похвистневского района, вспоминает:

Павел Маркович Деридов и его жена

…Война, как шрам запомнилась на всю жизнь.

…Бывая в родном городе, я обязательно иду в храм Святого Вознесения. Мои воспоминания о храме относятся к 1943 году. Советские войска наступают со стороны Армавира и тогда немецкое командование отдало приказ: станицу сжечь, жителей- уничтожить. И вот немец выгнал нас всех из хаты, поставил у стенки коридора, навел автомат. Мама закрыла мне глаза, Витька уткнулся ей в подол. Лешка обнял мать. Так мы и застыли в ожидании автоматной очереди. И вдруг низко пролетел наш самолет. Где-то гулко рвануло, немец упал на землю, а мама увлекла нас в сад. Мы видели , как горели станичный совет, школа… А в черном дыму, языках пламени вверх поднимались купола нашего храма…

…В 1947 году, когда мне уже было 10 лет, брат Виктор уговорил меня (пионерку!) пойти на Всенощную накануне Пасхи. Мы с ним не только осмотрели иконостас, росписи стен, но и поднялись на колокольню. В первых лучах солнца  мы увидели нашу станицу  в цветении садов, звоне колоколов и всенародной радости и торжества веры. В этом храме в 1968 году я крестила моих детей…

С тех пор судьба отнесла меня далеко от моей станицы Курганной. Но она снится мне во сне, с моими подругами, с моими улочками, где бегают мои братья, улыбается мама возле калитки,  и слышится чистый звон колоколов Свято-Вознесенского Храма…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эта книга — не сборник документальных очерков и  не претендует на труд,  достойный диссертации. Но по возможности мы использовали все материалы: архивные сведения, воспоминания, статьи в газетах разного периода. Мы собрали все сведения воедино, что накоплены за эти годы нашим музеем. Но все же нам хотелось, чтобы книга вышла именно такая — добрая и простая в чтении. Как один рассказ о том, что происходило, происходит и будет вершиться на земле нашей.

Храм живет и трудится, как и много лет назад. Но самое главное то, что он есть. Ведь золотые купола – это не просто украшение, но и призыв Христа ко всем людям: «Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас». И заслышав колокольный благовест, струящийся со звонницы, никто не должен спрашивать: «По ком звонит колокол?».

Он звонит по тебе.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КЛИРИКИ И ПСАЛОМЩИКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ.

Настоятели Казанской церкви станицы Курганной.

              Сан, имя Год рожд.  Годы службы
Свящ. Александр Соловьев ? 1857-1858
Свящ. Константин Скрыпченко ? 1858-1859
Свящ. Василий Леонтиевич Миловидов ? 1859-1861
Свящ. Николай Сосновский (из Константиновской) ? 1861-1862 (временно)
Свящ. Иоанн Перевозовский 1835 1862-1882
Свящ. Иоанн Руднев 1833 1882-1894
Свящ. Иоанн Перевозовский 1835 1894-1904
Свящ. Михаил Кондратов ? 1904
Свящ. Николай Михайлов 1861 1904-1914
Свящ. Владимир Малинин 1876 1914-упом.в 1916
Свящ. Иоанн  Кондратов 1893 1922-1923

Штатные священники Казанской церкви станицы Курганной.

Сан, имя. Год рождения Годы служения
Свящ. Василий Зимовнов ? 1889-1891
Свящ. Павел Конокотин 1853 1891-1894
Свящ. Иаков Проходовский 1841 1894-1895
Свящ. Константин Руднев 1872 1894-1902
Свящ. Владимир Малинин 1876 1902-1914
Свящ. Иоанн Перевозовский 1835 1904-1906
Свящ. Стефан Иосифов 1857 1914-1915
Свящ. Леонид Кондратов 1883 1915-упом. в 1917

Штатные диаконы Казанской церкви станицы Курганной.

Имя Год рождения Годы служения
Диакон Андроник Фоменко 1854 1886-1889
Диакон Николай Петров ? 1892-1894
Диакон Серапион Попов 1876 1899-1901
Диакон Марк Удовин 1861 1901-1903
Диакон Савва Самецкий 1870 1903-упом. в 1916

Церковнослужители Казанской церкви станицы Кугранной.

Должность, имя Год рождения Годы служения
Псаломщик Дмитрий Гранников 1835 1857-1863
Псаломщик Василий  Гранников ? 1863-1866
Псаломщик Филипп Козлов 1839 1866-упом. в 1916
Псаломщик Андроник Фоменко 1854 1877-1886
Псаломщик Евгений Розанов ? 1891-1898
Псаломщик Александр Сергеев 1870 1898-1903
Псаломщик Николай  Жилевич 1883 1903-1914
Псаломщик Михаил Светлов 1887 1914-упом. в 1915

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА ВОЗНЕСЕНЯ ГОСПОДНЯ.

Настоятели Свято-Вознесенского храма г. Курганинска.

                               Сан, имя Год рождения Годы служения
Протоиерей Димитрий Евсюков   1942-1944
Протоиерей Александр Беневольский   1944-1946
Священник Даниил  Гайдашев   1946
Священник Никита  Сорока 1898 1946-1948
Священник Владимир Зайцев   ?
Протоиерей Павел  Фоменко   1953-1954
Священник Александр  Покровский 1882 1954-1955
Протоиерей Феодор  Сеглюк 1892 1955
Протоиерей Иоанн  Кондратов 1893 1955-1956
Священник Вадим  Гришин 1929 1956-1956
Протоиерей Николай  Гетман 1918 1956-1960
Протоиерей Петр  Гудзь 1913 1960-1962
Священник Михаил Самойленко 1931 1962-1963
Священник Никита Сорока 1898 1963-1965
Священник Филипп  Старун 1900 1965-1967
Протоиерей Александр Атьман 1937 1967-1971
Священник Евгений  Бондаренко 1936 1971-1972
Протоиерей Владимир Есипенко 1938 1972-1986
Протоиерей Валерий Коваленко 1959 1986-до сего дня
Протоиерей Федор Черных   март-май  1991

Штатные священники Свято-Вознесенского храма г.Курганинска

                          Сан, имя.           Даты служения
Священник Иоанн  Бекетов 1952
Священник Александр Грачев 1952-1953
Протоиерей Иаков Христофоров 1953-не позднее1955
Священник Лонгин Старченко 1955-?
Священник Александр Атьман 1967- 1967
Священник Виктор  Федоренко 1970
Протоиерей Федор Черных 1991
Священник Андрей Лукашов 1991-1992
Священник Александр Лысак 1992-1993
Священник Алексий Державин 1993-1996
Священник Андрей Ардашев 1994-1995
Священник Вадим Чернов 1997-1999
Священник Василий Ломов (ныне иеромонах Петр) 1997-1999,2000-2002
Священник Александр Ячменев 1999-2004
Священник Владимир Филоненко 1999-2000
Священник Роман Горбунов 2002-2005, 2009-до сего дня
Священник Михаил Татаринцев 2002-2005
Священник Александр Панюта 2004-2006
Иеромонах Мартирий Пянтин 2004-2008
Священник Виталий Бабичев 2005-до сего дня
Священник Роман Ескин 2005-2009
Священник Сергий Самков 2006-2007
Священник Владимир Ященко 2007-2010
Священник Олег Пилипенко 2010-до сего дня

Штатные диаконы Свято-Вознесенского храма г.Курганинска.

                                  Имя Даты служения
Протодиакон Симеон  Назаренко 1969-1970
Диакон Василий Ломов 1997
Диакон Александр Ананян 2000-2002
Протодиакон Сергий Каюков 2000-до сего дня
Диакон Григорий Манасян 2015-до сего дня

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

СИНОДИК ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих:

Священника Александра Соловьева

Священника Константина Скрыпченко

Священника Василия Миловидова

Священника Николая Сосновского

Священника Иоанна Перевозовского

Священника Иоанна Руднева

Священника Михаила Кондратова

Священника Николая Михайлова

Священника Владимира Малинина

Священника Иоанна Кондратова

Священника Василия Зимовнова

Священника Павла Конокотина

Священника Иакова Проходовского

Священника Константина Руднева

Священника Стефана Иосифова

Священника Леонида Кондратова

Священника Димитрия Евсюкова

Священника Александра Беневольского

Иеромонаха Симона Зинченко

Священника Даниила Гайдашева

Священника Никиты Сороки

Священника Владимира Зайцева

Священника Павла Фоменко

Священника Александра Покровского

Священника Феодора Сеглюка

Священника Вадима Гришина

Священника Николая Гетмана

Священника Петра Гудзя

Священника Михаила Самойленко

Священника Филиппа Старуна

Священника Александра Атьмана

Священника Евгения Бондаренко

Священника Владимира Есипенко

Священника Феодора Черных

Священника Иоанна Бекетова

Священника Александра Грачева

Священника Иакова Христофорова

Священника Лонгина Старченко

Священника Виктора Федоренко

Диакона Андроника Фоменко

Диакона Николая Петрова

Диакона Серапиона Попова

Диакона Марка Удовина

Диакона Саввы Самецкого

Диакона Симеона Назаренко

Псаломщика Димитрия Гранникова

Псаломщика Василия Гранникова

Псаломщика Филиппа Козлова

Псаломщика Евгения Розанова

Псаломщика Александра Сергеева

Псаломщика Николая Жилевича

Псаломщика Михаила Светлова

Атамана Трофима Зинченко

и всех строителей и священнослужителей святых храмов града нашего, ихже имена Ты Сам веси, Господи. И прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.