Книга «Курганинск Православный». Часть 14

 
 
 

Из «Очерков Русской Смуты» (Генерал А.И.Деникин), глава ХХХI  стр.222-223: «…1 Конная дивизия все эти дни вела упорные атаки против  Михайловской группы большевиков… Дроздовский  считал бесцельным  дальнейшее наступление на Армавир, пока не будет разбита Михайловская группа… Атака Дроздовского не имела успеха; части его понесли тяжелые потери. Полное истощение артиллерийских патронов послужило немалой причиной увеличения числа жертв…»

Артиллеристы дивизии Дроздовского

Из «Записок Петра Николаевича  Врангеля (1918-1920 годы

«…Противник отошел на 10 верст южнее к станице Михайловской, перед которой и окопался. Отсутствие удобных подступов при подавляющей численности и огневом превосходстве противника, в связи с почти полным отсутствием у нас патронов, дали возможность красным остановить наше продвижение… Для дивизии наступили тяжелые дни…

Генерал-лейтенант П. Н. Врангель (1878-1928)

…Отчаявшись овладеть позицией противника правильным наступлением, я, учитывая слабые боевые качества врага, решил сделать попытку прорвать фронт красных внезапным конным ударом…Полки пронеслись сквозь линию врага и дошли до самой станицы, но здесь с окраины были встречены убийственным пулеметным огнем, понеся тяжкие потери…Но все же после кровопролитных боев Михайловская была взята…Сделав все необходимые распоряжения, я на автомобиле в девять часов утра выехал в станицу Михайловскую. На площади меня ждали уже старики с хлебом-солью. Огромная толпа запрудила площадь. 1-ое октября было днем местного храмового праздника. Я присутствовал на службе, которая была особенно трогательна. Молились на редкость искренне и горячо…».

На  памятнике заметны своеобразные выемки. Скорее всего, это «раны», возможно оставшиеся от  беспощадного  шквального огня  в 1920 году (после установки памятника) или  во время  боев в Великую Отечественную войну.

Чудом можно считать, что памятник сохранился. Наконец, восстановлением исторической памяти решил вплотную заняться благочинный церквей Курганинского округа, настоятель храма Вознесения Господня города Курганинска – протоиерей Валерий Коваленко, являющийся также священником Лабинского отдельского казачьего общества.

На этом месте по инициативе протоирея Валерия Коваленко решено проводить дни поминовения по  убитым россиянам, казакам  в Гражданскую войну.

На первые войсковые Михайловские поминовения приехали казаки Лабинского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества из шести районов Краснодарского края, потомки-продолжатели славных казачьих традиций, чтобы помолиться за упокоение душ всех погибших в братоубийственной войне.

На митинге, посвященном второму открытию памятника, говорилось о том, что этот памятник должен стать символом возрождения казачества на Кубани. И в память обо всех погибших и пострадавших в Гражданской войне и после нее надо приложить все усилия, чтобы не допустить повторения черных страниц истории. А для этого следует воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и уважения к памяти своих предков.

Российский военный историк, исследователь, публицист Стрелянов (Калабухов) Павел Николаевич (правнук генерал-майора ККВ Петра Степановича Абашкина, казака станицы Курганной) представил  в Курганинский исторический музей часть фамилий погибших в боях под названием «Михайловский узел»:

Бабенко Николай Степанович – казак ст. Динской (?), в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Байрак Василий Васильевич – казак ст. Васюринской, младший урядник 1-го Екатеринодарского полка, Георгиевская медаль 4 ст. № 730229 в 1916. В Добровольческой армии 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Бондаренко Федор Трофимович – казак ст. Переправной, 8-го Кубанского пластунского батальона. В Добровольческой армии 7-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Волошин Григорий Алексеевич – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Гулый Тарас Филиппович – казак ст. Васюринской, 1-го Кубанского пластунского батальона, ранен 11 дек. 1914. В Добровольческой армии 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Каплун Петр Павлович – в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Карпенко Василий Григорьевич – казак ст. Старонижестеблиевской, 9-го (15-го) Кубанского пластунского батальона. В Добровольческой армии и ВСЮР 7-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Легкий Яков Трофимович – в Добровольческой армии и ВСЮР казак 5-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Матюхов Афанасий Трофимович – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Нар Григорий – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Петрусенко Иван – казак ст. Новоплатнировской (Копанской?), в Добровольческой армии 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Петухов Владимир Евгеньевич – вольноопределяющийся, в Добровольческой армии казак доброволец 5-й и 7-й рот 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под Крыловской и Екатериновской 6-7 июля 1918, под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Потишный Семен Павлович – р. 1892, казак ст. Ясенской, 1-го (?) Запорожского полка, ранен в 1915. В Добровольческой армии 5-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Сметана Михаил Трофимович – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Соболь Ефим Ефимович – в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Станев Михаил – в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Часнык Григорий Иванович – в Добровольческой армии старший урядник 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Шкавро Георгий Трофимович – казак ст. Платнировской (?), в Добровольческой армии старший урядник 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Щербак Василий Ильич– р. 1893, казак ст. Камышеватской, охотник Запорожской запасной конной сотни с 10 нояб. 1914. В Добровольческой армии казак 5-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.

Зайдите на этот курган, прикоснитесь рукой к  стенам этого памятного знака-свидетеля столетних событий. Зайдите на курган, и вам откроется красота кубанской степи в любое время года.

Общее число жертв среди духовенства и мирян, стоявших вне гражданской войны с октября 1917 года по конец 1921 года превысило 10 тысяч человек (ГАРФ д.39, д.11) Сюда не входят священники, присоединившиеся к белому движению.

РАЗГРОМ.

Репрессии 1930-х затронули уже всех: и лояльных, и нелояльных, и православных, и иноверных. По мере строительства социалистического общества борьба с религией и Церковью лишь усиливалась, а официальная пресса позволяла себе все более оскорбительные характеристики «религиозных мракобесов».

Судьба нашего Свято-Вознесенского храма в  истории государства потеряна. Все мы понимаем  уникальность воспоминаний того времени – очевидцев  и участников церковной жизни в столь драматический период ее истории – и сожалеем, что их просто нет. Оставленные события, имена вернули бы нам коллективную, историческую память. А так – эти годы утрачены безвозвратно…

Но по крупицам воспоминаний,  сохраненных в семьях, мы можем только догадываться о том подвиге, который несли эти люди. Рассказывали, что один из священников в станице старость встретил один, родные делали вид, что он незнаком им. Других священнослужителей лишившихся своих  храмов могли встретить на каких-то подработках: складывали сено, пилили дрова…На улице человека в рясе в любой момент могли закидать грязью, а пасхальные богослужения приходилось служить среди бесчинствующей толпы.

После праздничного богослужения и яркой проповеди архиерея или священника у крыльца дома мог ожидать «черный воронок».

В 1934 году храм  станицы Курганной постигла трагическая участь многих тысяч храмов на Руси. Он был осквернен и закрыт. Колокола храма исчезли, иконостас, церковная утварь разграблены и уничтожены. Со временем был растащен пол из храма, разобрана часть крыши и некоторые архитектурные детали. Кресты куполов были сброшены, и храм в таком израненном виде простоял несколько лет. За два-три года до войны кому-то пришла идея использовать храм в качестве зернохранилища. В сводах были пробиты отверстия для вентиляции, и храм был засыпан зерном на 3-4 метра от пола. От естественного повышения влажности воздуха в помещении храма настенная живопись была поражена грибком. Но Промыслом Божьим зерно, хранившееся в храме, спасло его от разрушения.

После закрытия храма представители  власти ходили по домам, заставляли снимать и уничтожать иконы… Станица  гудела. Люди плакали и продолжали хранить веру. Рискуя жизнью, спасали иконы,  берегли святые образы, и во многих домах их не убрали из святого  угла. С большой  долей вероятности можно утверждать, что некоторые из икон сохранились.

Разрушались вековые традиции, рушились церкви, но даже в такие трагические моменты истории люди старались сохранить душу, не утратить свои духовные корни. Ценою своей жизни спасали святые образы, передавали из поколения в поколение.