Из «Очерков Русской Смуты» (Генерал А.И.Деникин), глава ХХХI стр.222-223: «…1 Конная дивизия все эти дни вела упорные атаки против Михайловской группы большевиков… Дроздовский считал бесцельным дальнейшее наступление на Армавир, пока не будет разбита Михайловская группа… Атака Дроздовского не имела успеха; части его понесли тяжелые потери. Полное истощение артиллерийских патронов послужило немалой причиной увеличения числа жертв…»
Из «Записок Петра Николаевича Врангеля (1918-1920 годы)»
«…Противник отошел на 10 верст южнее к станице Михайловской, перед которой и окопался. Отсутствие удобных подступов при подавляющей численности и огневом превосходстве противника, в связи с почти полным отсутствием у нас патронов, дали возможность красным остановить наше продвижение… Для дивизии наступили тяжелые дни…
…Отчаявшись овладеть позицией противника правильным наступлением, я, учитывая слабые боевые качества врага, решил сделать попытку прорвать фронт красных внезапным конным ударом…Полки пронеслись сквозь линию врага и дошли до самой станицы, но здесь с окраины были встречены убийственным пулеметным огнем, понеся тяжкие потери…Но все же после кровопролитных боев Михайловская была взята…Сделав все необходимые распоряжения, я на автомобиле в девять часов утра выехал в станицу Михайловскую. На площади меня ждали уже старики с хлебом-солью. Огромная толпа запрудила площадь. 1-ое октября было днем местного храмового праздника. Я присутствовал на службе, которая была особенно трогательна. Молились на редкость искренне и горячо…».
На памятнике заметны своеобразные выемки. Скорее всего, это «раны», возможно оставшиеся от беспощадного шквального огня в 1920 году (после установки памятника) или во время боев в Великую Отечественную войну.
Чудом можно считать, что памятник сохранился. Наконец, восстановлением исторической памяти решил вплотную заняться благочинный церквей Курганинского округа, настоятель храма Вознесения Господня города Курганинска – протоиерей Валерий Коваленко, являющийся также священником Лабинского отдельского казачьего общества.
На этом месте по инициативе протоирея Валерия Коваленко решено проводить дни поминовения по убитым россиянам, казакам в Гражданскую войну.
На первые войсковые Михайловские поминовения приехали казаки Лабинского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества из шести районов Краснодарского края, потомки-продолжатели славных казачьих традиций, чтобы помолиться за упокоение душ всех погибших в братоубийственной войне.
На митинге, посвященном второму открытию памятника, говорилось о том, что этот памятник должен стать символом возрождения казачества на Кубани. И в память обо всех погибших и пострадавших в Гражданской войне и после нее надо приложить все усилия, чтобы не допустить повторения черных страниц истории. А для этого следует воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и уважения к памяти своих предков.
Российский военный историк, исследователь, публицист Стрелянов (Калабухов) Павел Николаевич (правнук генерал-майора ККВ Петра Степановича Абашкина, казака станицы Курганной) представил в Курганинский исторический музей часть фамилий погибших в боях под названием «Михайловский узел»:
Бабенко Николай Степанович – казак ст. Динской (?), в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Байрак Василий Васильевич – казак ст. Васюринской, младший урядник 1-го Екатеринодарского полка, Георгиевская медаль 4 ст. № 730229 в 1916. В Добровольческой армии 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Бондаренко Федор Трофимович – казак ст. Переправной, 8-го Кубанского пластунского батальона. В Добровольческой армии 7-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Волошин Григорий Алексеевич – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Гулый Тарас Филиппович – казак ст. Васюринской, 1-го Кубанского пластунского батальона, ранен 11 дек. 1914. В Добровольческой армии 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Каплун Петр Павлович – в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Карпенко Василий Григорьевич – казак ст. Старонижестеблиевской, 9-го (15-го) Кубанского пластунского батальона. В Добровольческой армии и ВСЮР 7-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Легкий Яков Трофимович – в Добровольческой армии и ВСЮР казак 5-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Матюхов Афанасий Трофимович – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Нар Григорий – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Петрусенко Иван – казак ст. Новоплатнировской (Копанской?), в Добровольческой армии 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Петухов Владимир Евгеньевич – вольноопределяющийся, в Добровольческой армии казак доброволец 5-й и 7-й рот 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под Крыловской и Екатериновской 6-7 июля 1918, под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Потишный Семен Павлович – р. 1892, казак ст. Ясенской, 1-го (?) Запорожского полка, ранен в 1915. В Добровольческой армии 5-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Сметана Михаил Трофимович – в Добровольческой армии казак 6-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Соболь Ефим Ефимович – в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Станев Михаил – в Добровольческой армии казак 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, убит под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Часнык Григорий Иванович – в Добровольческой армии старший урядник 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Шкавро Георгий Трофимович – казак ст. Платнировской (?), в Добровольческой армии старший урядник 8-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Щербак Василий Ильич– р. 1893, казак ст. Камышеватской, охотник Запорожской запасной конной сотни с 10 нояб. 1914. В Добровольческой армии казак 5-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка, ранен под ст. Михайловской 18 сен. 1918.
Зайдите на этот курган, прикоснитесь рукой к стенам этого памятного знака-свидетеля столетних событий. Зайдите на курган, и вам откроется красота кубанской степи в любое время года.
Общее число жертв среди духовенства и мирян, стоявших вне гражданской войны с октября 1917 года по конец 1921 года превысило 10 тысяч человек (ГАРФ д.39, д.11) Сюда не входят священники, присоединившиеся к белому движению.
РАЗГРОМ.
Репрессии 1930-х затронули уже всех: и лояльных, и нелояльных, и православных, и иноверных. По мере строительства социалистического общества борьба с религией и Церковью лишь усиливалась, а официальная пресса позволяла себе все более оскорбительные характеристики «религиозных мракобесов».
Судьба нашего Свято-Вознесенского храма в истории государства потеряна. Все мы понимаем уникальность воспоминаний того времени – очевидцев и участников церковной жизни в столь драматический период ее истории – и сожалеем, что их просто нет. Оставленные события, имена вернули бы нам коллективную, историческую память. А так – эти годы утрачены безвозвратно…
Но по крупицам воспоминаний, сохраненных в семьях, мы можем только догадываться о том подвиге, который несли эти люди. Рассказывали, что один из священников в станице старость встретил один, родные делали вид, что он незнаком им. Других священнослужителей лишившихся своих храмов могли встретить на каких-то подработках: складывали сено, пилили дрова…На улице человека в рясе в любой момент могли закидать грязью, а пасхальные богослужения приходилось служить среди бесчинствующей толпы.
После праздничного богослужения и яркой проповеди архиерея или священника у крыльца дома мог ожидать «черный воронок».
В 1934 году храм станицы Курганной постигла трагическая участь многих тысяч храмов на Руси. Он был осквернен и закрыт. Колокола храма исчезли, иконостас, церковная утварь разграблены и уничтожены. Со временем был растащен пол из храма, разобрана часть крыши и некоторые архитектурные детали. Кресты куполов были сброшены, и храм в таком израненном виде простоял несколько лет. За два-три года до войны кому-то пришла идея использовать храм в качестве зернохранилища. В сводах были пробиты отверстия для вентиляции, и храм был засыпан зерном на 3-4 метра от пола. От естественного повышения влажности воздуха в помещении храма настенная живопись была поражена грибком. Но Промыслом Божьим зерно, хранившееся в храме, спасло его от разрушения.
После закрытия храма представители власти ходили по домам, заставляли снимать и уничтожать иконы… Станица гудела. Люди плакали и продолжали хранить веру. Рискуя жизнью, спасали иконы, берегли святые образы, и во многих домах их не убрали из святого угла. С большой долей вероятности можно утверждать, что некоторые из икон сохранились.
Разрушались вековые традиции, рушились церкви, но даже в такие трагические моменты истории люди старались сохранить душу, не утратить свои духовные корни. Ценою своей жизни спасали святые образы, передавали из поколения в поколение.