Книга «Курганинск Православный». Часть 13

 
 
 

В результате пренебрежения к канонам Церкви у обновленцев появились разведенные, второбрачные, третьебрачные священники, с проповедями, не отличающимися от митинговых речей, требовавшие немедленно переключиться на новый, революционный порядок служб, с угрозами репрессий за неподчинение им. Появлялись и множились различные ответвления обновленческого движения. Некоторые из них выступали совершенно с бредовыми идеями, выражая их на языке не Евангелия, а учебника политэкономии. Говорилось о грехе капитализма, христианском социализме и возрасте к исконному апостольскому первокоммунизму. Впрочем, этих людей следовало бы пожалеть. Оказавшись калифами на час, они сами впоследствии стали жертвами того молоха, через который не стеснялись пропускать своих соперников.

Любопытно, что более значимыми были успехи обновленцев на юге страны, в частности, на Кубани. Это объясняется тем, что кубанское православное духовенство особенно тщательно просеяли  сквозь сито красного террора, за  содействие, реальное и воображаемое, Белой армии. Когда не осталось православного духовенства, его место заняли раскольники.

…1920-е годы.  Станицу Курганную, станицы района, как и всю страну лихорадит от антицерковных семинаров, кружков, лекториев. «Синие блузы» выступали каждую неделю  перед станичниками с антирелигиозными выступлениями. Проходят диспуты « Есть ли Бог».

19 февраля 1930 года газета «Известия» сообщала, что из 48 тысяч церковных приходов России на 1918 год с более чем 50 тысяч священнослужителей остались в СССР к 1930 году около 30 тысяч приходов с несколько большим числом священнослужителей. До революции в России имелось свыше тысячи женских и мужских монастырей. В 1940 году не осталось уже ни одного из них. В 1917 году в России насчитывалось более 80 тысяч храмов. В 1940 году в СССР имелось лишь 4225 действующих храмов, причем свыше 3 тысяч из них находились в западных областях, которые вошли в его состав в 1939- 1940 годах. (ГАРФ, ф.6991, оп.1, д.1.,д. 39, оп.2 д.4, лл.24, 29) Такой оказалась трагическая судьба Русской православной церкви.

В 30 – х годах ломали храмы, церковное имущество было разграблено и следы этих реликвий затерялись.

Открылась печальная страница истории нашего города, края, России.

Голос церкви был заглушен. Святые храмы разрушались, религиозные ценности уничтожались.

Воспоминания В. Одинцова:

«…Жгли хлеба и угоняли скот. В народе ходил слух,  что на Пасху произойдет что-то страшное… Станица раскалывалась надвое. Несогласные с новыми порядками, как лавина, шли к центру Курганной. В основном это были казачьи семьи. По дороге  было еще убито 5 человек активных агитаторов. Такие времена…»

Было расстреляно очень много священников. Среди них и  дьякон Самецкий станицы Курганной Лабинского отдела.

По воспоминаниям комиссара станицы Курганной Г.Серова:

«Разгромлен штаб «Союза офицеров». Раскрыта крупная группа заговорщиков во главе с дьяком Самецким. «Святой отец»  мечтал устроить Варфоломеевскую ночь на Пасху».

Гражданская война явилась тяжелым испытанием для станичников. Раскол прошелся по сердцам людей. Родные оказывались по разным сторонам баррикад. Казак  не мог взять в толк, почему  ему надо отдавать все…Жизнь в станицу пришла новая, непонятная. Пошел прахом вековой казачий уклад: ни уважения к войсковому чину, ни церковного, ни станичного праздника. Зато сжимает душу страх от новых, неслыханных ранее слов — «контрреволюция», «экспроприация», «трибунал».

Испытавшие на собственном опыте все «прелести» новой власти казаки примкнули к Добровольческой армии. Движение войск Корнилова к сердцу Кубанского края осуществлялось по районам прилегавшим к Лабинскому отделу -Армавир, Курганная, Усть -Лабинская…

И всюду кровопролитные, упорные бои. Ареной тяжелых боев стала земля Кубани, где проходили армии Корнилова, Деникина и Врангеля, стоящих за «единую и неделимую Россию».

ИНТЕРМЕДИЯ.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ОБЕЛИСКА

На землях Михайловского поселения на одном из курганов стоял полуразрушенный памятник, издалека похожий на часовенку.  Не многие знали его историю, а история  его уникальна.

Краевой государственный архив сообщает :

«В  сентябре-октябре 1918 года части Добровольческой армии вели упорные бои против Михайловской группы большевиков. Несмотря на то, что Михайловская группа красных  была зажата в  клещи и ослаблена, она оказывала упорное сопротивление, и белые несли большие потери.

К 1 октября 1918 года (старого стиля) войска Добровольческой армии  разбили Михайловскую группировку красных и оттеснили ее за Лабу. Войсками Добровольческой армии был занят ряд населенных пунктов, в том числе станица Михайловская, в районе которой белые понесли значительные потери. Инициатором установки памятника белогвардейцам, погибшим в боях с красными под станицей Михайловской, в апреле 1919 года выступил культурно-просветительский кружок  станицы Михайловской.

По сообщению газеты «Вольная Кубань», 1 апреля 1919 года в станице Михайловской «через местный учительский союз» был создан культурно-просветительский кружок и избрано правление этого кружка. Самое значительное мероприятие, проведенное кружком под руководством И.Г. Иванова, — возбуждение ходатайства перед станичным сбором «о постановке памятника воинам, павшим в боях с большевиками под станицей Михайловской». 

Согласно протоколу заседания Совета Кубанского краевого правительства № 154, п.3 от 20 мая 1919 года было постановлено «просить члена Правительства по делам военным разработать образцы креста, надписи и часовни, имеющих быть установленными на могилах погибших от руки большевиков». Этим же постановлением Совет Кубанского краевого правительства просил  члена правительства по делам военным «затребовать от атаманов отделов сведения о могилах погибших от рук большевиков».

На заседании Кубанского  краевого правительства, проходившего 12 августа 1919 года (протокол № 249, п.12), был заслушан доклад начальника инженеров Кубанского казачьего войска полковника С.Попова «об увековечении памяти погибших от рук большевиков воинов путем устройства на могилах погибших памятных досок, крестов и часовен». Полковник С.Попов представил Совету Кубанского краевого правительства проектные чертежи. Совет Кубанского краевого правительства одобрил тип креста и памятной доски. Проектные чертежи памятников в документах ГКУ «Крайгосархив» не сохранились.

Генерал Дроздовский

В документах архивного фонда  Канцелярии войскового атамана Кубанского казачьего войска имеется приглашение войскового атамана Кубанского казачьего войска генерал-лейтенанта  А.П. Филимонова на празднование  1 октября 1919  года годовщины освобождения от красных населенных пунктов, в том числе Михайловской…»

Идет реконструкция