Книга «Курганинск Православный». Часть 11

 
 
 

До 1934 года самый большой колокол на колокольне Свято-Вознесенского храма  весил 5 тонн. Его скинули с другими колоколами и крестами… Судьба его неизвестна. Скорее всего, его ждала судьба, как и всех  колоколов разрушенных храмов России-  его разбили и отправили на плавку.

 В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, подняли  на Свято-Вознесенский Храм большой колокол. Весит колокол-500 кг.

В настоящее время на колокольне 7 колоколов.

Далеко слышно. Хорошо становится на душе от ваших перезвонов.

Настоятель Свято-Вознесенского храма ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ:

— Храм, если смотреть сверху, напоминает крест, так что Свято-Вознесенскийхрам, выражаясь архитектурным языком-это крестово-купольный архитектурный ансамбль. Большой купол олицетворяет Господа, а четыре купола поменьше олицетворяют святых апостолов –евангелистов-Марка, Луку, Матфея, Иоанна. Сама форма купола напоминает языки пламени; пламени золотого, чистого. Пламенеющие купола означают призыв:

« Придите сюда  и загоритесь своим сердцем в молитве к Богу» Молитва, как пламень, должна быть чистой, искренней.

Покрытие куполов изготовлено из нержавеющей медицинской стали, используемой по своему прямому назначению для производства одноразовых игл. Сталь очень вязкая, и поэтому, когда град или нечто иное будет бить по ней, то следов на покрытии не останется. Прочнее этой стали уже ничего нет. Сталь проходит специальную обработку и в итоге покрывается напылением из титана, что и дает золотой блеск. 8 апреля 2008 года был привезен 425 килограммовый крест. Он был освящен и установлен.

ИНТЕРМЕДИЯ.

ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.

Важность железной дороги в  судьбе станицы Курганной трудно переоценить. Обратимся к воспоминаниям тех лет, и тех событий.

Воспоминания Л. Шержукова:

«…Первый поезд прибыл на станцию 1 мая   1910 года. После праздничного  богослужения вся станица спешит на  станцию, где объявили: пройдет пробный поезд. С церкви с хоругвями двинулись толпой. Впереди духовенство, потом правление с атаманом Зинченко, хор, духовой оркестр и простой народ. И как только показался черный дым,  все стали креститься, шепотом произносить молитву. Атаман Зинченко подносит вышедшему из прибывшего поезда хозяину железной дороги барону Штейнгелю   хлеб, соль. Хор запел  «Боже царя Храни!» и все слилось в едином крике: «Ура!»

Паровоз серии «Ы» на станции Курганной

Воспоминания В.Одинцова:

«…В народе ходили  об открытии дороги разные ужасы. Бабки говорили, что вот и дождались конца света. Крестясь говорили, что вот идут нечистую силу встречать со святынями — разве это по -божьему? Но любопытство свое взяло. Все смотрели на горизонт. Один господин, видно учитель,  смотрел в бинокль. Показался дым.…Машинист дал сильный  протяжный гудок, и грянул оркестр во всю мощь. Все  слилось в один адский гул. Народ бросился кто куда. На перроне осталось мало народа. Чудовище остановилось, издавая шипение. Стал восстанавливаться порядок…»

Воспоминания С.Усова:

« …В мае 1910 года у вокзала на путях поставили зеленые ворота и протянули шелковую ленту. Атаман Зинченко перерезал ленту, на воротах было написано: «Слава Богу и царю, дождались!»

1916-й. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА.

В 1916 году семь куполов храма были увенчаны крестами, и совершено освящение храма архиепископом Ставропольским и Черноморским Агафодором (Преображенским) и викарием епископом Михаилом Александровским. Освящение храма стало общестаничным праздником. Архиереи прибыли по новопостроенной железной дороге, от которой к храму была выложена ковровая дорожка. На освящение собралась вся станица. Любопытно, что спустя менее чем год, когда грянула февральская революция, епископ Михаил восторженно приветствовал свержение монархии. В проповеди на Пасху 1917 года он даже сравнил освобождение России от самодержавия со спасением Христа и человечества от уз греховной смерти. Мы не можем сказать, насколько он был искренним, потому что это не помешало ему спустя короткое время скрыться от революционной бури в эмиграцию. Далеко не секрет, что и среди представителей духовного сословия имелись умственные брожения. Так, например, 1 мая 1905 года в органами правопорядка в станице Курганной была задержана супруга священника, ходившая по улицам с единомышленниками и распевавшая:

«Ой, пора-пора народу

добывать себе свободу»

Воспоминания Ильи Тонконогова,  жителя станицы Курганной:

«…На перроне вокзала для встречи святейших гостей собралось много народа. Подошел поезд … И только епископ появился на ступеньках вагона, как грянул хор певчих, посыпалось множество цветов.

По ковровой дорожке, проложенной в центр станицы до самого храма, усыпанной цветами, высокое духовенство направилось к новой станичной святыне. Его сопровождали станичные священнослужители, певчие, атаман, конный казачий строй. Дорога от вокзала была грунтовая, она шла прямой линией. Ритуал освящения длился весь день до позднего вечера.

На следующий день был большой и незабываемый праздник с массовыми казачьими пениями, конными состязаниями …»

  

ИНТЕРМЕДИЯ.

РОВЕСНИЦА ХРАМА.

Когда Вы проходите по улице Попова к центральной аптеке, то обязательно увидите каменную арку-вход  на усадьбу.

По дошедшим до нас воспоминаниям-легендам складывается следующая история.На этой усадьбе в станице Курганной стоял дом в полтора этажа. Построен он был в 1902 году казаками семьей-отцом и сыновьями Маслюковыми (Меркуловыми?), которые занимались как в станице, так и по всей округе выделкой кожи, пошивом  сапог и др. обуви.

Семья жила достаточно обеспечено, что позволяло ей вносить некоторые суммы в попечительский фонд станицы (состоять в попечительском совете).

А в 1906 году, когда был заложен первый камень в строительство нового Храма, Маслюковы (Меркуловы?)  пожертвовали определенную сумму денег и были одни из тех семей, кто вошел в комитет по постройке новой церкви, кто занимался организацией определенных работ по строительству.

По одной из легенд — эта арка (узкий проем) бракованное (лишнее?) окно в храме при строительстве. По широкой арке так же встает вопрос -арочный проем в храме?  В ансамбле  получается- вход и въездные ворота. Если рассуждать дальше, что все же это индивидуальная прихоть хозяина, то по логике, двор, где занимаются производством, должен быть  большим и с широким въездом для обоза, телег. Да и узкие двери казаки не любили…Значит, все-таки окна и арки с храма…

Эту легенду подтверждает воспоминания Л.Шержукова:

«…За швейной мастерской, в старом доме МЕРКУЛОВЫХ(?), изготовлен  вход, арочные ворота модуля второго ряда окон. Бетон за столько лет не претерпел разрушения от температурных воздействий. В одном месте, справа, есть механическое повреждение.  Если присмотреться, то видно, что заполнителем бетона явился классифицированный песчаник вложением 40мм, а связующим – обыкновенный новороссийский цемент, без обычных добавок шлака. Металл, по всей вероятности, холоднокатаный. Тщательная, в местах сопряжения, установка опалубки (позволила вести укладку бетонной массы «на захватку») осталась оригинальной по своему конструктивному решению…»

Существует еще одна легенда, что Маслюковы (Меркуловы ?), все же, занимаясь вопросами строительства Храма,   в память о таком событии, вылили и себе столь необычные для станицы того времени ворота. Надо сказать, что необычны они и сегодня! Достоверно известно, что  своды, колонны отливали из железобетона. Спустя столько лет, эта арка практически не претерпела разрушения.

Если убрать все современные строения, то дом курганинских казаков Маслюковых(Меркуловых?) получался чуть наискосок от Храма. Рядом с домом Маслюковых (Меркуловых?)  был расположен и дом атамана станицы Трофим Васильевич Зинченко  (усадьба аптеки), при ком было строительство и воздвигнут столь великолепный храм.

После революции семья Маслюковых (Меркуловых?), как зажиточных казаков,  была раскулачена и предана гонениям. Какие-то былые заслуги никто не вспоминал.  В доме помещалось выездная  ЧК. Этому благоприятствовал огромный подвал под домом. По словам соседей в тридцатые годы  были случаи, когда станичники  помогали бежать тем, кто должен был отправлен в ссылку. Потом располагалась  пожарная  часть, юристы, ЗАГС. Дом снесли. Началась история другого дома. А арка так и продолжает стоять на этом месте.