Книга «Курганинск Православный». Часть 10

 
 
 

Особое внимание еще с  древности уделялось строителям при возведении храмов. И так же с  древности необходимым условием церковного строительства было то, чтобы все его участники были православными.

Не осталось с тех времен никакой документации, летописи. Но мы с Вами православные потомки можем просто представить, как происходило, свершалось это великое событие для станичников. Итак, создание каждого храма начиналось с благословения Божия и с молитвы. Наверняка, все этапы строительства, материалы освящались святой водой с молебнов. И выходя на строительные работы, будь это мастеровые, станичники ежедневно горячо молились. Все этапы строительства храма сопровождались молитвой.

Значение молитвы при возведении храмов всегда было определяющим. Строительство храма во все времена понималось в первую очередь как возведение дома особого присутствия Божия и Божественной благодати.

Храм строили всем миром. А если храм строят все вместе, то и община при храме должна быть дружная. В 1916 году Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор освятил храм в честь Вознесения Господня.

Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор

В церкви хранились регалии станичной сотни. Здесь же, прежде чем пойти в поход, казаки станицы Курганной  освящали свое оружие и получали благословение и напутствие священника. С молитвы начинали любое дело.

Казачество станицы Курганной  достаточно активно помогало в строительстве церкви. Кто жертвовал деньги, а кто сам участвовал в строительстве на благо  святого храма. Постройка храмов была для казаков делом особым. В этом даже складывалось некоторое тщеславие. Строили церковь всем миром, да такую, «якой нигде нима». Не найдешь по станицам храма одинакового, — отмечали современники, -все как на подбор красавцы, даже если и есть уже и старые. Храм в станице Курганной  строили не один год, а строительство растянулось на целое десятилетие. Год от года, вспоминали старожилы, храм становился величественнее и краше.  Пришло время, когда каменное строение церкви в архитектурном направлении вытеснило деревянное.

Существует легенда, что в 1920 году перед отступлением казаков-станичников приверженцев белого движения, все знамена, церковные хоругви, касса станицы, списки реестрового казачества и другая документация, как атаманского правления, так и церковная,   были завернуты в промасленную бумагу от патронов и  спрятаны в ящики от артиллерийских снарядов. Ящики были хорошо спрятаны под одним из курганов до возвращения….

Храм был чем-то особым для всех. Это какое-то особое отношение к церкви сохранилось на Кубани и до наших дней. Для старожилов станичная церковь- всегда самое яркое впечатление детства. Каждый день с восходом солнца округу наполнял колокольный звон заутрени, издаваемый на высокой, выложенной из камня и кирпича колокольне искусным монахом-звонарем, перебиравшим колокольные нити, словно струны музыкального инструмента. Восходящее солнце играло веселыми лучами на куполах собора, пробуждая округу ото сна и настраивая всех жителей на новый, наполненный жизненной энергией день.

С самого раннего возраста детей учили молитвам, водили в церковь. Чтению или письму детей обучали по Библии. С этого же  возраста дети исполняли колядки, щедривки, рождественские песни.

Храм, как архитектурное сооружение, замечателен уникальным решением строителями проблемы высокого уровня подпочвенных вод.

Фактически храм, особенно в дождливый период, когда поднимаются подпочвенные воды, стоит на воде. Из колодца можно рукой черпать воду.

Война 1914 года ограничила материальные возможности станицы Курганной  для окончания строительства и открытия Храма.Не хватало денег, стройматериалов, и только в 1916 году после возвращения многих казаков с фронта, атаман Зинченко вновь собрал сход жителей, на котором было принято решение продать часть казенной земли у реки Чамлык и на вырученные деньги достроить и расписать храм.

Расписывать пригласили живописцев из Киевского художественного училища, последователей и учеников Васнецова. Живопись выполнена в стиле Васнецова, и многие фрагменты живописи имеют сходство с живописью Свято-Владимирского собора в городе Киеве.

В Свято-Вознесенском храме чудом сохранились уникальные росписи рубежа XIX–XX веков, напоминающие по стилю бессмертные фрески Васнецова.  Не много храмов со столь высокохудожественной настенной живописью – редким памятником подлинного высокодуховного церковного искусства.

В 1991 году (настоятель храма отец Валерий)  была произведена промывка настенной живописи, которая, как известно, была повреждена в годы закрытия храма ссыпанным туда зерном.

В следующем году были остеклены купола храма и в последующие несколько лет были проведены самые необходимые работы: реставрация кровли храма, поврежденных участков настенной живописи, покраска куполов и роспись окон в трапезной части храма.

Наш храм уникален тем, что здесь можно прикоснуться к настоящей церковной живописи, высокохудожественным произведениям подлинного искусства. Здесь от стен исходит особое сияние. И сам цвет – звучный.

Живописцы Киевского училища, 1914 год

В этот храм можно просто приходить и получать эстетическое наслаждение. Но особые ощущения от созерцания возникают у людей верующих. Художники здесь как бы оживили библейские сюжеты, материализовали их. Это живые картины, которые по-настоящему задевают человека за душу. Переступая порог храма, мы как бы попадаем на небеса.Роспись выполнена в васнецовском стиле. А Виктор Васнецов, как известно, внес в церковную живопись элемент русской сказки, придал ей яркость, праздничность, добавил к живописи орнаменты, которые придают особую нарядность, как и использование сусального золота и серебра. Поэтому  Свято-Вознесенский храм получился очень богатым и сказочным.

Храм в православии — православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол.

Мы не просто идем в Храм. Здесь наша жизнь. Крещение, покаяние, причащение, брак.

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце.

«…С трепетом, который всегда охватывает меня при входе в храм, переступаю порог и останавливаюсь, завороженная. Искусно выполненная роспись оживляет земную и небесную жизнь Господа. Рождество Христово, Нагорная проповедь, Распятие, Ангел, возвестивший плачущей Марии о Вознесении Иисуса Христа… Безжалостное время словно остановило тут свой стремительный бег, не смогло погасить краски…»  (В.Беспалая).

А вот лик святой Параскевы Пятницы. Параскева в переводе с греческого – Пятница, день, в который принял муки Иисус Христос. Перед ее святым образом молятся о счастливом замужестве и семейном благополучии, ей доверяют сердечные тайны и просят об исцелении недуга.

Благоговейное умиротворение и покой храма дополняют запах ладана, легкое потрескивание свечей у икон. Главная храмовая икона — Вознесения Господня, иконы Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца, Пантелеимона Целителя с частичкой мощей.

— Чудом спаслись многие иконы в  богоборческие годы, — рассказывает отец Валерий. – От лихого глаза, с риском для жизни, хранили святые лики боголюбивые прихожане. Прибивали к стене, прикрывали немудреными ковриками, прятали в погребах, а спасли — таки святыни.

В старину церковь называли «лечебницей души». Те, кто впервые входит в храм, удивля­ются, как не похож его мир на обычную жизнь. Здесь всё таинственно, возвышенно и величаво. Исчезают тревоги, печали в душе, и на глазах невольно появляются слёзы.

Почему так красиво и спокойно в храме? Потому что здесь, как нигде в другом месте, рядом с нами, совсем близко, не­зримо пребывает Сам Господь Бог. А где Бог, там мир и покой. Одно из символических значений храма — модель Вселен­ной: храм являет собой образ Бога и сотворенного Им мира.