Икона Богородицы «Троеручица»

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая!

НАТАЛЬЯ ШАМОВА 

4 августа 2017 года

В шестую неделю по Пятидеcятнице на Кубань вернулась старинная икона Божией Матери «Троеручица».

Предположительно, написана она была более ста лет назад на Святой горе Афон по заказу и на средства Кубанских казаков. Отныне святой образ будет храниться в Курганинском храме Вознесения Господня и со временем станет одной из почитаемых святынь Кубанского казачьего войска.

С самого утра во дворе и самом храме Вознесения Господня многолюдно. Встречать икону собрались прихожане, казаки, духовенство, паломники из разных уголков края, дарованного 225 лет тому назад Черноморскому казачьему войску императрицей Екатериной II.

В ожидании владыки, епископа Армавирского и Лабинского Игнатия, старосты храма, главы района Андрея Ворушилина, стараниями которых стало возможным возвращение иконы, вглядываюсь в лица окружающих меня людей. Вот — духовник Кубанского казачьего войска, настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Иоанн Гармаш. Внимание привлекает прибывшая в числе паломников из Армавира монахиня Митрофания (Жежель), но о ней чуть позже. А вот этот, неприметный на первый взгляд, сухонький старичок со светлым взором — Виктор Михайлович Кириллов. Прихожане храма знают, что его сыновья — в постриге Софроний и Феофилакт — ныне монахи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отец Софроний известен своим служением в храме Пресвятой Троицы в Антарктиде. Встретить образ Пресвятой Богородицы прибыл богомолец Алексей Седашов, которого старожилы знали как храмового электрика. Забегая вперед, скажу, что этот 89-летний старик, долгие годы после смерти супруги проживший в своей дивеевской «хатынке», за время праздничной литургии, водосвятного молебна и крестного хода ни разу не присел. А вот этот статный казак в парадной форме — Константин Дубенцов. По решению атамана он готовится вносить икону в составе мобильной группы Курганинского городского казачьего общества. Константин — потомственный казак, старший прапорщик мостового железнодорожного батальона. Иконы в его жизни занимают особое место, потому как на протяжении нескольких лет он, по благословению отца Серафима (Драгомирова), занимается резьбой по дереву, а вдохновением ему служат святые образы. Вахмистр Захаров, шагавший по брусчатке Красной площади в год празднования 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, многодетная мать и прилежная прихожанка Ирина Яценко — к именам этих людей мы еще вернемся, а пока поговорим об обретенной святыне.

Неисповедимые пути возвращения «Троеручицы» в лоно церкви

Вышедшая из-под кисти афонского иконописца приблизительно в середине XIX начале XX века икона Божией Матери «Трихерусса» (в русской традиции «Троеручица») была написана благодаря стараниям кубанских казаков, о чем свидетельствует устроенная на ней надпись: «Сооружена сия святая икона усердием казаков Кубанской области Евдокима, Трофима, Пантелеймона, Игнатия, Димитрия, Леонтия, Ефимия…» и все, никаких фамилий. Да оно и понятно, ведь и в то время знали наши земляки, что истинная добродетель творится втайне.

О продаже этой старинной иконы, выкупленной ростовским коллекционером девятнадцать лет назад на московском аукционе, владыка Игнатий узнал от своего однокурсника отца Гавриила.

Заинтересовала епископа Армавирского и Лабинского в иконе не только великолепная техника письма. Особое значение для него играла именно надпись с именами, свидетельствующая о том, что написана икона была усердием кубанских казаков.

— Стало быть, домой пора вернуться образу Пресвятой Богородицы, — подумал тогда владыка и обратился за помощью к старосте храма. Совместными усилиями настоятеля храма и главы района была собрана достаточная сумма для выкупа иконы: одну треть, несмотря на стесненность в средствах (в храме продолжается ремонт), выделил приход, две трети пожертвовали благотворители. Кстати, решено имен жертвователей не разглашать, а лишь упоминать их в молитвах, наряду с именами казаков Кубанской области, выделивших средства на создание святого образа.

Символично, что в пределы епархии святыня была привезена 10 июля — накануне дня памяти иконы Божией Матери «Троеручица». По убеждению владыки Игнатия, этот факт — не простое стечение обстоятельств, а Божий промысел, свидетельствующий о том, что Божия Матерь вернулась домой. Неслучайно, наверное, и то, что появление первообраза этой иконы в восьмом веке со дня Рождества Христова и исчезновение списка иконы с земли кубанской в двадцатом веке было связано с периодами иконоборчества.

Претерпевая времена лихие

В православном предании существует легенда о том, что иконография образа была связана с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина, который во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Пришедший в ярость Лев Исавр ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать богослову и гимнографу Иоанну впредь писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором он будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время, Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Так третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица».

Впоследствии икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель святого Саввы, где хранилась до XIII века, когда была отдана в дар сербскому архиепископу Савве. По преданию, во время вторжения турок в Сербию, икона была положена на осла, который принес ее к воротам Хиландарского монастыря на Афоне, где она хранится и поныне.

Спустя двенадцать веков, когда в годы революции и Гражданской войны, в погоне за временными земными благами люди отодвигали блага вечные на второй план, а то и вовсе отказывались от них — разрушали церкви, переплавляли на нужды нового общества храмовую утварь, сжигали книги и иконы — сохранить икону в России не представлялось возможным. Она была переправлена за границу, предположительно на Святую гору Афон — земной удел Богородицы, территорию уединения, тишины и непрестанной молитвы за всех и вся, туда, где икона и появилась на свет в одной из иконописных мастерских.

Наши дни

У главного входа в храм, вместе со старостой храма святыню встретили казаки, духовенство, воспитанники и преподаватели школы им. Благоверного князя Александра Невского, прихожане и паломники. Группа казаков благоговейно возложила образ Пресвятой Владычицы, помощницы и утешительницы на центральном аналое (высокий столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся как подставка для икон, книг и т. п. во время богослужения в православном храме), рядом с храмовой иконой «Вознесение Господне».

Отмечу, что икону Пресвятой Богородицы «Троеручица» редко можно встретить в домашнем иконостасе. Она также не очень распространена в храмах и соборах, а потому святыня вызвала большой интерес у прихожан. Сотни православных приложились в этот день к дивной заступнице. Удивлением для меня стало то, что монахиня Митрофания подошла к иконе дважды. Еще больше я удивилась, когда в разговоре с ней узнала, что во второй раз матушка подошла не с горячей мольбой, а с благодарностью. Оказывается, за несколько дней до этого события она повредила руку. Снимая на камеру праздничное событие (а монахиня Митрофания по благословению владыки ведет видеосъемку важных событий епархии), матушка испытывала боль в запястье и вывихнутом пальце. Но в какое-то время она поймала себя на мысли о том, что скорая помощница Пресвятая Богородица услышала ее и дивным образом исцелила — боль в кисти прошла, палец начал гнуться…

Когда к Виталию Захарову, держащему над иконой рипиду (лучистый круг на древке с изображением шестикрылого Серафима, знаменующий собой участие Небесных чинов в богослужении) подошла с расспросами прихожанка, казаку потребовалась выдержка и воля. Виталий выстоял и даже был рад тому, что маловоцерковленная женщина искренне интересовалась православной жизнью.

Приложиться к иконе довелось и мне. Для тех, кому еще не пришлось прикоснуться к святыне, опишу образ. Центральная часть изображения отведена под сидящего на руках Богородицы Младенца Иисуса. На большинстве икон Богоматерь держит Иисуса на левой руке, в Одигитрии «Троеручица» (иконе, относящейся к «указующему» типу) Пресвятая Богородица держит Младенца на правой руке. Ее голова едва заметно повернута к Младенцу. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, она будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. В этом образе распознать Иисуса как Мессию не сложно, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом (в иконописи штрихи из сусального золота или серебра, символизирующие присутствие божественного света); в левой руке Иисуса — маленький свиток, на который он как бы опирается. Его правая рука не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.

Рука же преподобного Иоанна — свидетельство того, что от Богородицы приходит благодать и спасение. Нужно только отдать себя служению Богу…

Если икона действительно писалась афонским монахом, наделенным от Творца даром иконописи, то было это приблизительно так: перед тем, как взяться за написание иконы, иконописец держал пост и молился Богу о ниспослании благословения на труды. Доска, на которой писался образ, была освящена. Левкас (в иконописи название грунта, представляющего собой мел, размешанный на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла) замешивался на святой воде, краски для письма растирались тоже на святой воде. Этот древнейший обычай не нарушается до наших дней…

У святого лика Пречистой молятся о защите от врагов, при угрозе дому или семейному благополучию. Ее просят вылечить болезни, особенно конечностей и глаз. Молитва к данному священному образу способна избавить от горестных мыслей и тоски. Кроме того, эта икона способствует и покровительствует тем, кто занимается любым ремеслом.

Празднование иконы Матери Божией «Троеручица» принято совершать 12/25 июля и 28 июня/ 11 июля.

Истинный путь к спасению — жизнь с Христом в сердце

К полудню, когда июльская жара через распахнутые двери храма нашла приют под его куполом, трехлетняя кроха забралась на руки к матери, смиренно принявшей свое уставшее чадо — сердце русского человека так же легкоплавко, как свеча, что растаяла в теплых ручонках малышки, но вместе с тем оно твердо, словно гранит — превозмогая испытание, женщина не сдалась, не ушла со службы.

До конца Литургии осталась и семья Ирины Яценко, благом за молитвенные труды для Ирины, ее супруга Дмитрия, дочерей Екатерины и Марии стало благословение владыки. По словам Ирины, прикладываясь к иконе, она испытала удивительно светлые ощущения: радуясь чувству любви и тепла, окутавшему, словно материнские объятия, ее душа радостно и ликующе пела.

— Думаю, со мной будут солидарны многие наши прихожане, если я скажу, что сегодня наш край стал духовно богаче, — сказала Ирина. — И дело не в цене иконы, а в ее ценности для православных христиан Кубани. Низкий поклон владыке Игнатию, главе района Андрею Николаевичу, являющемуся по совместительству старостой храма, и тем жертвователям, на средства которых была выкуплена икона.

— Возвращение иконы Божией Матери «Троеручица», написанной много лет назад стараниями кубанских казаков — это промысел Божий, свидетельствующий о том, что Матерь Божия вернулась обратно на свою землю для того, чтобы нас поддержать в духовной борьбе, — сказал во время проповеди владыка Игнатий. По его словам, выбор в пользу храма Вознесения Господня был сделан не случайно: во-первых, это величественное вековое строение было возведено стараниями казаков, во-вторых, учитывая его солидные размеры, именно в нем проходят важные епархиальные богослужения.

Духовник Кубанского казачьего войска, протоиерей Иоанн Гармаш, обращаясь перед священнослужителями, братьями-казаками, паломниками и прихожанами храма Вознесения Господня к епископу Армавирскому и Лабинскому Игнатию, поблагодарил его за труды на благо Отечества, Кубани и веры православной.

По окончании Божественной литургии, в интервью газете «Курганинские известия» глава района Андрей Ворушилин заметил, что издревле наша русская земля называлась домом Пресвятой Богородицы.

— Я искренне рад тому, что именно курганинцам представилась возможность обогатить Кубань вновь обретенным образом, принадлежавшим некогда казакам, — отметил Андрей Николаевич.

Фото автора