Богослужение в память сщмч. Климента Римского

 
 
 

8 декабря 2020 в храме Вознесения Господня г. Курганинска была совершена Божественная литургия в память сщмч. Климента Римского.

Священномученик Климент — Апостол от 70-ти, четвертый епископ Рима, родился в знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

В Александрии он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. Вскоре Климент встречает апостола Петра, принимает святое крещение и становится одним из ближайших его учеников. Евангельская проповедь помогла Клименту обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит и родителей. Вся его семья приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до мученической кончины апостол Петр рукополагает св. Климента во епископа. После смерти апп. Петра, Лина и Анаклета Римским епископом становится апостол Климент (92-101). Добродетельная жизнь Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие святого сохранило нам пример, как на Пасху после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех сословий — от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император повелел изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора — его утопили, бросив в море с грузом на шее.

Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам верных учеников — Корнилия и Фивы и христианского населения Херсонеса море отошло, и было найдено нетленное тело учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX в. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В IX в. мощи святого чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. В Западной церкви только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь.

Князь Владимир, крестившись в Херсонесе, перенес часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Так мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.